Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некотрым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу... Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями. Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак — носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
ru.wikipedia.org
Иван-дурак
Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. - М.: Аграф, 2001, с. 37-48.
Это любимый герой народной сказки. Я бы даже не побоялся сказать, что Дурак -
это самый популярный и самый колоритный сказочный персонаж, ее избранник,
который заслуживает особого внимания. В широком смысле Дурак - это вариант
последнего и худшего человека. Только вариант более сгущенный и более
конкретизированный, более осязаемый. Дурак занимает самую нижнюю ступень на
социальной и, вообще, на оценочно-человеческой лестнице. Недаром само слово
«дурак» это ругательство - и весьма оскорбительное, и весьма распространенное.
Никому не хочется быть дураком. А здесь, в сказке, ругательство «дурак»
становится именем героя, или, во всяком случае, его кличкой, постоянным
эпитетом, который к нему прилипает. И сам герой иногда себя величает:
Иван-дурак. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда
и колотят. В родной семье он существо самое отверженное. И потому немало сказок
начинается со следующей формулы или ей подобной: «Жил-был старик; у него было
три сына, третий-от Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да
сморкался»1. Или: «все на печке сидел да мух ловил»2. Или:
«Был себе дед да баба, у них было три сына: два разумных, а третий дурень.
Первых баба любила, чисто одевала; а последний завсегда был одет худо - в черной
сорочке ходил»3.
К незавидному положению Дурака, чтобы
его еще больше унизить, присоединяются и собственные его пороки - не слишком
страшные, но распространенные в народе, довольно безобидные и вместе с тем
презираемые. Дурак не умеет и не любит работать. Он по природе своей ленив и
старается большую часть времени лежать на печи и спать. Иногда к этому
присовокупляется, что Дурак склонен к беспробудному пьянству. К тому же он -
грязнуля. Не желает умываться, причесываться и вечно сморкается. Или, что еще
некрасивее, размазывает сопли по лицу. В одной сказке (в поздней записи)
говорится, что прекрасная царевна соглашается выйти за Дурака замуж: «... Делать
нечего. "Значит, доля моя такая", - сказала она, и пошли венчаться. За свадебным
столом Иван сидел дурак дураком, одних платков царевна измарала три штуки,
утиравши ему нос»4.
---------------------------------
1 Народные
русские сказки А.И. Афанасьева. В 3-х т. - М., 1957. Т. 3, с. 3.
2 Там же, т. 3. с. 195.
3 Там же, т. 1, с. 315.
4 М.И.
Смирнов. Сказки и песни Переславль-Залесского уезда. - М., 1922, с.94.
38
Но, конечно, главное свойство дурака
- это то, что он дурак и все делает по-дурацки. Говоря иными словами, совершает
все невпопад и не как все люди, вопреки здравому смыслу и элементарному
пониманию практической жизни. Это особенно бросалось в глаза крестьянину с его
практической сметкой и потому всячески обыгрывалось в сказке, делая дурака
фигурой глубоко комической.
Дурака семья посылает в город
закупить все, что требуется по хозяйству - к празднику. Всего закупил Иванушка:
и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет
домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет - не везет! «А что,
-думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги, и у стола тож четыре; так
стол-от и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу. Едет, едет, близко ли,
далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам
поесть-покушать охота, что так раскричались!» - подумал дурачок; выставил блюда
с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!» А
сам все вперед да вперед продвигается.
Едет Иванушка перелеском; по дороге
все пни обгорелые. «Эх, - думает, - ребята-то без шапок; ведь озябнут,
сердечные!» Взял понадевал на них горшки да корчаги 1.
---------------
1 Афанасьев, т. 3, с. 195-196.
39
В результате Иван возвращается домой
с пустыми руками. Его, конечно, в очередной раз бьют, ругают и называют дураком.
Бесспорно, Дурак приносит вред семье, а иногда и всему обществу. Но делает это
не по злому умыслу, а по глупости. И потому мы, слушатели и зрители его
бесчинств, находимся на его стороне и все ему охотно прощаем. И даже начинаем
симпатизировать Дураку, потому что он удивительно прост, правдив и простодушен.
И всякий раз попадает впросак по своему чистосердечию. А чистосердечие Дурака
измеряется его глупостью, его незнанием самых элементарных понятий.
Вот почему где-нибудь посередине
сказочного повествования о Дураке ему вдруг начинает крупно везти, и он
становится необыкновенно удачливым человеком. Причем, везет ему не потому, что
он умнеет, а потому, что продолжает совершать самые дурацкие поступки.
Это можно представить работой дурака
на чьей-то ферме. Дурак нанялся попу в батраки на три года. В итоге поп,
рассчитываясь с Дураком-батраком, ставит перед ним два мешка. Один мешок набит
серебром; другой обыкновенным песком. Дурак, как ему и подобает, берет мешок с
песком. Вдруг ему попадается в темном лесу какой-то костер, на котором сгорает
необыкновенная красавица, которая просит и молит ее спасти. И вот хорошо, что
Иван-Дурак, по-дурацки, взял с собою не мешок с серебром, а мешок с песком.
«Снял мешок с песком, развязал и давай сыпать; огонь тотчас погас, красная
девица ударилась оземь и обернулась змеею), вскочила доброму молодцу на грудь и
обвилась кольцом вокруг его шеи». Герой пугается. «Не бойся!» - провещала ему
змея»1. Впоследствии змея становится волшебной помощницей героя и его
возлюбленной женой. В результате, дурацкое поведение оказывается необходимым
условием счастья - условием пришествия
-------------------
1 Там же, ч. 2, с. 45.
40
божественных или магических сил. Некоторые русские религиозные философы начала
XX века, изучавшие народную сказку (например, Евг. Трубецкой), испытывали по
отношению к ней двойственное чувство. С одной стороны, сказка их привлекала как
выражение самого широкого народного миросозерцания, в том числе религиозного. С
другой же стороны, сказка их смущала, а порою и отталкивала явным предпочтением,
которое она оказывает Дураку - человеку, пребывающему в глубочайшем состоянии
неразумной пассивности, которому все блага сами валятся в рот, тогда как лично
он и пальцем не пошевелит ради их приобретения. В этом усматривали иногда
специфически русское народное миросозерцание - пассивность, леность ума, надежду
на «авось», расчет на то, что кто-то придет со стороны и все за нас сделает. Вот
как по поводу сказочного Дурака писал с грустью Евг. Трубецкой: «В ней (в
русской сказке о дураке. - А.С.) сказывается настроение человека, который ждет
всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей личной
ответственности. Это тот же недостаток, который сказывается и в русской
религиозности, в привычке русского человека перелагать с себя всю
ответственность на широкие плечи «Николы- угодника». Превознесение дурака над
богатырем, замена личного подвига надеждой на чудесную помощь, вообще слабость
волевого героического элемента - таковы черты, которые болезненно поражают в
русской сказке. Это прелестная поэтическая греза, в которой русский человек
ищет, по преимуществу, успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту, но
в то же время усыпляет его энергию»1.
---------------------
1 Евгений Трубецкой. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. -
М., с. 46.
41
Концепция эта соблазнительна
тем, что действительно приоткрывает какие-то характерные черты и стороны
русского народного быта и миросозерцания. Однако, даже если согласиться с этой
теорией, необходимо сделать по крайней мере три существенных оговорки. Поскольку
русский сказочный дурак - это ведь не просто выражение каких-то типичных свойств
русского народа, но явление куда более сложное и многостороннее. Во-первых,
сказочного дурака знают и любят не одни только русские. В сказках самых разных
народов известны подобного рода герои-дураки, которые ведут себя примерно
одинаково 1. И даже вечное лежание на печи не есть привилегия
русского дурака. Другое дело, что сказочный дурак, быть может, попал в России на
какую-то благоприятную почву и поэтому так процвел и приобрел такую известность.
Но мы не имеем права превращать сказочного дурака исключительно в национального
героя. Этот герой интернациональный. Во-вторых, неправомерно сетовать, что в
сказках сравнительно слабо выражено активное, волевое, героическое начало или
начало личного подвига и личной ответственности, как это, допустим, выражено в
героическом эпосе разных народов. Ибо сказка древнее героического эпоса и имеет
не героические, а магические корни, производным которых и становится Дурак.
В-третьих, никакой фольклорный жанр,
взятый сам по себе, не исчерпывает многообразие народной национальной культуры.
И если сказочный Дурак живет исключительно надеждой на чью-то чудесную помощь,
то противоположные тенденции - разумные, практичные и активные - русский мужик
выражал во многих пословицах и поговорках, типа: «Бог-то Бог, да сам не будь
плох», или «На Бога надейся, а сам не плошай». Да и в самих сказках,
-----------------------
1 Ср. хотя бы немецкую сказку «Золотой гусь» из собрания Братьев Гримм: «Жил-был
человек. Было у него три сына, звали младшего Дурнем; его презирали, смеялись
над ним и всегда обижали».
42
но только другого рода, мы встретим немало героев и положений, которые звучат
похвалой здравому смыслу и житейской хитрости. Назначение же Дурака в другом, в
противоположном: это апофеоз незнания, неумения, не-делания и полнейшей
бесхитростности. Именно потому, что Дурак бесхитростен, он так привлекателен.
Назначение Дурака - и всем своим поведением, и обликом, и судьбой доказать
(точнее говоря, не доказать, поскольку Дурак ничего не доказывает и опровергает
все доказательства, а скорее наглядно представить), что от человеческого ума,
учености, стараний, воли - ничего не зависит. Все это вторично и не самое
главное в жизни.
Здесь (как ни странно звучит
это слово) философия Дурака кое в чем пересекается с утверждениями некоторых
величайших мудрецов древности («я знаю только то, что я ничего не знаю» -
Сократ; «умные - не учены, ученые - не умны» - Лао-цзы), а также с мистической
практикой разного религиозного толка. Суть этих воззрений заключается в отказе
от деятельности контролирующего рассудка, мешающей постижению высшей истины. Эта
истина (или реальность) является и открывается человеку сама в тот счастливый
момент, когда сознание как бы отключено и душа пребывает в особом состоянии -
восприимчивой пассивности.
Разумеется, сказочный Дурак - не
мудрец, не мистик и не философ. Он ни о чем не рассуждает, а если и рассуждает,
то крайне глупо. Но, можно заметить, он тоже находится в этом состоянии
восприимчивой пассивности. То есть - в ожидании, когда истина придет и объявится
сама собою, без усилий, без напряжения с его стороны, вопреки несовершенному
человеческому рассудку. Отсюда, кстати, народные и просто общеупотребительные
разговорные обороты - вроде «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков
любит», - которыми широко пользуется и русская сказка.
43
В основе этих алогичных
представлений, однако, действует определенная логика. Почему «Бог дураков
любит»? Во-первых, потому, что Дураку уже никто и ничто не может помочь. И сам
себе он уже не в силах помочь. Остается одна надежда: на Божью помощь.
Во-вторых, Дурак к этой помощи исполнен необыкновенного доверия. Дурак не
доверяет - ни разуму, ни органам чувств, ни жизненному опыту, ни наставлениям
старших. Зато Дурак, как никто другой, доверяет Высшей силе. Он ей - открыт.
Открытость Дурака проявляется в том,
например, что, отправляясь в путь, он сам не знает, куда идет. А идет - «куда
глаза глядят», «куда ноги несут», «куда голова понесет». Последняя формула -
«куда голова понесет» - вовсе не означает, что Дурак раздумывает: куда идти?
Дурак это, вообще, не думающее создание. Думать ему незачем. Он повинуется
первой пришедшей в голову (безумной) мысли и идет по совершенно неизвестному
направлению, наобум. И только этот бессмысленный путь оказывается -
спасительным.
Таковы же некоторые богатырские
сказки - например, «Повести о Бове Королевиче». Эта рыцарская повесть, обойдя
всю Европу, в XVI столетии попала на русскую почву и здесь приобрела
необыкновенную популярность, смешавшись с русской сказкой и народным лубком. В
итоге Бова-Королевич превратился в русского сказочного героя. Притом - не в
дурака, а в храброго богатыря. И вдруг у этого Бовы-Королевича - чисто
текстуально - устанавливается связь с Иваном-дураком. В русском варианте
«Повести о Бове- Королевиче» говорится: «И пошел Бова куды очи несут. И Бове
Господь путь правит» 1.
------------------------
1 Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). - М., 1969, с. 528.
44
Всего две фразы - скрестились.
Стоит герою не знать (окончательно не знать - куда идти), как вмешивается
Господь и начинает направлять и указывать ему правильную дорогу.
В широком смысле слова всякий,
любой герой волшебной сказки это где-то, в принципе, Дурак. Хотя таким словом он
далеко не всегда именуется и может быть нормальным человеком и даже каким-нибудь
прекрасным и умным царевичем. Но слово «дурак» незримо стоит за ним. Потому что
никакой царевич, никакой королевич в волшебной сказке сам по себе как человек
ничего собою не представляет и ничего не стоит. И благодаря этому отсутствию
собственных способностей (т.е. благодаря пассивному или, назовем это условно,
«дурацкому» состоянию) он и выигрывает с помощью магической силы. Высшая
мудрость или магическая сила к Дураку всегда приходят извне, со стороны.
Приходят только потому, что он - Дурак и не может ни на что другое рассчитывать.
Потому он и не хочет ничего делать. Его лень -это выражение крайней пассивности,
бездействия, что и становится условием его дальнейшей победы.
Наверное, самая знаменитая русская
сказка о Дураке - «Емеля-дурак». Начинается эта сказка, как всегда, с того, что
у одного мужика было три сына - старшие умные, а третий дурак, по имени Емеля.
Емеля-дурак, в отличие от своих умных работящих братьев, все время лежит на печи
и ничего не желает делать. Это его изначальное и постоянное положение. Старшие
братья поехали в город торговать, взяв у Емели часть наследства, которая ему
досталась после смерти отца. А Ду-
45
рака оставили дома и велели ему, пока они отсутствуют, помогать по хозяйству их
женам, его невесткам. Если Дурак будет во всем повиноваться невесткам, братья
обещают купить ему красный кафтан, красную шапку и красные сапоги. Дурак
согласился, потому что ему очень хотелось иметь красный кафтан, красную шапку и
красные сапоги. Здесь, кстати, мы видим, что значит прекрасное для русского
человека. Это - все и во всех отношениях - красное.
Итак, братья уехали, а спустя
время, когда на дворе был жестокий мороз, невестки - жены братьев - велят Емеле
сходить на речку за водой. Емеля сначала кобенится. Он не хочет слезать с печи,
потому что больше всего на свете любит и ценит тепло. И на все требования
отвечает одной формулой: «Я -ленюсь!» Тогда невестки угрожают, что братья,
вернувшись с ярмарки, не отдадут ему обещанные красный кафтан, красные сапоги и
шапку. И вот, после долгих препирательств, Емеля берет ведра и идет за водой.
Но, прорубив прорубь, набрав воды, он видит - щуку. Щука человеческим голосом
просит ее отпустить, а в награду обещает, а потом и дарует волшебную формулу,
стоит которую произнести, и немедленно исполняются все приказания. Емеля-дурак
произносит: «По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами на
гору!» И вот ведра вместе с коромыслом сами пошли на гору, а Емеля, отпустив
щуку, пошел вслед за ведрами, к удивлению соседей. Ведра вошли в дом и сами
стали на лавку, а Емеля-дурак влез на печку, на свое обычное место.
Спустя какое-то время невестки
приказывают дураку наколоть дрова во дворе. Он, как всегда, ленится, и следует
тот же порядок препирательств, после чего дурак, лежа на печи, тихо говорит... И
все желаемое совершается: топор сам колет дрова и поленья сами ложатся в печь.
46
Потом запас дров кончается, и
невестки посылают Емелю-дурака в лес, за дровами. «Невестки отворили ворота, а
дурак, сидя в санях, говорил: «По щучьему веленью, а по моему прошенью ну-тка,
сани, ступайте в лес!» После сих слов сани тотчас поехали со двора, что видя.
живущие в той деревне мужики удивлялись, что Емеля ехал в санях и без лошади, и
так шибко: хотя бы пара лошадей была запряжена, то нельзя бы шибче ехать! И как
надобно было дураку ехать в лес через город, то и поехал он по оному городу; но
как не знал, что надобно кричать для того, чтобы не передавить народу, то он
ехал и не кричал, чтоб посторонились, и передавил множество народу, и хотя за
ним гнались, однако догнать его не могли» 1.
Здесь мы убеждаемся, что Дурак иногда
способен приносить вред всему обществу. Но сказка к этому относится
снисходительно: Емеля не сообразил, что
надо кричать, чтобы посторонились с дороги. Да и сам народ виноват, что стоял,
разиня рот, и не расступился перед санями. Об этом событии узнает король и
приказывает доставить к нему Емелю-дурака. Но как его доставить, если дурак
ленится и не хочет слезать с печки, а на приказ короля ему плевать? Королевского
офицера с командой солдат, который пытался взять его силой, Емеля побил,
приказав дубинке, лежавшей у него на печи: «А ну-ка, дубинка, переломай-ка им
всем руки и ноги!» Что и сделала дубинка к общему удовольствию - исполнителя
сказки и слушателей. И, безусловно, рассказывая подобного рода истории, простой
народ испытывал чувство удовлетворения. Вот, дескать, последний, презираемый
всеми мужик Емеля, а с ним сам король со своим войском ничего поделать не может.
------------------------
1 Афанасьев, т. 1, с. 403-404.
47
Не слезая с печи, Емеля приехал
к королю во дворец, и пока король его расспрашивал, зачем он передавил столько
народу, дурак заприметил в окошко королевскую дочь, необыкновенную красавицу,
которая на него смотрела. Произнес свою волшебную формулу, и немедленно
королевская дочь в него влюбилась... После новых приключений, в финале, Емеля
вдруг догадывается, что посреди своих подданных он самый глупый и некрасивый и
мгновенно, по щучьему веленью, превращается в самого умного красавца...
Мы задержались на этой сказке
по двум причинам. Прежде всего обычное свойство сказочного дурака - леность -
тут достигает апогея. И все происходит потому, что Емеля-дурак чрезвычайно
ленив. Он и щуку отпускает с единственной целью: чтобы самому не работать.
А другая важная сторона этой
сказки заключается в особом характере и в особом изображении тех чудес, которые
здесь происходят. При этом я имею в виду не вторую половину сказки, которая
достаточно стереотипна: чудесное избавление, строительство дворца, превращение
дурака в умницу и красавца, женитьба на прекрасной царевне - все это мы находим
во множестве других сказок. Куда интереснее и своеобразнее первая половина
сказки, - когда действие происходит еще в деревне и чудеса совершаются с самыми
обычными, повседневными предметами мужицкого обихода: ведра, которые сами идут
на гору и становятся на лавку, топор, дрова, сани, печь, которая сама выезжает
из избы с лежащим на печи Емелей. Именно на этой, на деревенской стороне и на
первой половине сюжета задерживается внимание сказки, и в этом ее пафос. И
потому эти самые примитивные и, можно сказать, бытовые чудеса изображаются
особенно подробно, сочно и наглядно, вызывая удивление окружающего люда, которое
подчеркивается в сказке: все дивятся, ахают и
48
сбегаются смотреть, как сани едут без лошади. Бесспорно, это соединение магии с
простым деревенским бытом, с домашними вещами, всем хорошо знакомыми, и
доставляло особое удовольствие и сказочнику, и слушателям, и всячески
обыгрывалось и сопровождалось, по всей вероятности, веселым смехом. Оттого
сказка про Емелю-дурака и стала такой популярной и любимой в народной среде.
Ведь легко представить, что, заполучив щуку с ее всесильной формулой,
Емеля-дурак мог бы, в принципе, сразу стать королем или пожелать, чтобы его на
печи больше никто не беспокоил. И все бы исполнилось по щучьему веленью. Но
тогда не было бы сказки.
Значит, помимо того, что он
лентяй, лежебока, обладающий магической силой, Емеля-дурак выполняет в сказке
еще какую-то весьма важную функцию, без которой этот текст не мог бы
осуществиться. Эта дополнительная функция заключается в том, что Емеля-дурак.
пользуясь предметами деревенского обихода, показывает публике своего рода фокусы
и тем самым забавляет и веселит толпу. В итоге сказочный дурак, помимо прочего,
способен иногда выступать и выступает в роли фокусника. И в этом качестве
отвечает игровой и развлекательной стороне сказки, которая и в целом принадлежит
к развлекательному жанру. Ведь в сказочные чудеса народ уже не верит. Но он ими
забавляется, ими любуется. В виде чудесной или забавной игры это служит
проявлением эстетической природы сказки.
Парадоксальность, присущая юродивым, свойственна также персонажам сказок о дураках. «Юродивый» и «дурак» — это, в сущности, синонимы. В словарях
XVI—XVII вв. слова «юродство», «глупость», «буйство» стоят
в одном синонимическом ряду. Понятно поэтому, что сказки о дураках — один из важнейших источников для понимания феномена юродства (эта мысль подсказана Д. С. Лихачевым).
Иван-дурак похож на юродивого тем, что он — самый умный из
сказочных героев, а также тем, что мудрость его прикровенна.
Если в экспозиции и в начальных эпизодах сказки его противостояние миру выглядит как конфликт глупости и здравого
смысла, то с течением сюжета выясняется, что глупость эта притворная или мнимая, а здравый смысл сродни плоскости и подлости. В культурологических работах отмечалось, что Иван-дурак—светская параллель юродивого «Христа ради», равно как
Иван-царевич — святого князя.
ТЕКСТ:
ec-dejavu.ru | 26.09.2008
Ссылки на Ивана Дурака:
ru.wikipedia.org - Про Ивана-Дурака на Викепедии.
ec-dejavu.ru - Много и интересно про Ивана-Дурака
bibliotekar.ru - ИВАН ДУРАК, Иванушка Дурачок - мифологизированный персонаж русских волшебных сказок.
voskres.ru - Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья
|