Jimmi Page & Robert Plant


 

Короли остались прежними
Пейдж и Плант: «Любой, кто слушал песни Led Zeppelin в нашем исполнении, понимал, что наш следующий шаг не повторит предыдущий».

Пеидж и Плант как два языческих бога, оставшиеся без работы после наступления эры христианства и вынужденные зарабатывать на жизнь пеньем и игрой на волынке. Их былые адепты смотрят теперь на эту пару с долей недоумения, как выросший в большого дядю ученик на старую учительницу: мы-то изменились, а они... Но здесь есть доля лукавства. Потому что то время, та эпоха, которую представляют эти двое, которую сделали эти двое, не прошла без следа и, наверное, найдет в истории свое название как эпоха Возрождения или «реставрации монархии». Старые боги остались такими же и теперь, в них принято замечать только плохое: кто как постарел или насколько разучился играть. Былые же поклонники, некогда цепеневшие от гитары Пейджа на набережной за Кутузовским проспектом или пытавшиеся петь под Планта в армейском клубе, теперь притоптывают чищеным ботинком в такт страстным ритмам «Метелицы». Они уже научились жить.

Впрочем, Led Zeppelin никогда и не требовал к себе любви, которую необходимо целомудренно сохранять многие годы. Проект Пейдж-Плант вот уже который год подтверждает это. Несмотря на то, что дуэт появился аккурат в то время, когда на сцену вывалился целый ворох постаревших дядь, хором затянувших что-то вроде: «вэлко-о-о-ом ту зе хоте-е-е-ел ка-а-а-а-а-а-а-лифорниа», бывшие зеппелиновцы нашли золотую середину между срубанием капусты со старых лавров и настоящим живым творчеством. Второе, надо сказать, получилось удачнее и именно в этом уникальность, беда и правда Led Zeppelin. Эта группа была всегда интересна только тем, что она делает сейчас, в данный момент. Конечно, были хиты: «Лестница в небо» — вожделение и конечная мечта доморощенных гитаристов, или Black Dock (остряки когда-то упражнялись: «Эй, мама, я слышал новость, твой сынок попал под поезд») с головокружительными и сокрушающими барабанами покойного Бонэма, еще несколько песен, но все остальное, раз-два-три-пятнад-цать раз прослушенное, как-то отходило на второй план. Это происходило не потому, что музыка была неинтересная, а наоборот.

Именно совершенство продукта не умещало его полностью в голове слушателей. Все соглашались: да очень круто и силились слушать, но потом почему-то переходили на другое, потому что нельзя объять необъятное, нельзя съесть за раз завтрак, обед и ужин. Нельзя запихать, извините, незапихиваемое в мозг среднего человека. А то, что умещалось, прорезало в мозгу какую-то свою особую извилину, и музыка до мельчайших подробностей на долгие годы оставалась в памяти, так что можно было ее уже и не слушать. В этом музыка Led Zeppelin очень похожа на произведения Баха. Они всегда много работали, так что к началу восьмидесятых опостылели друг другу до крайности. Свинцовый дирижабль не упал на землю, как пророчествовал в старину Пит Таунсенд, просто команда привела его в место назначения и с облегчением разошлась по домам. Огромному летательному аппарату, который легче воздуха, но сделанному из тяжелого метала, не осталось места в небе восьмидесятых, в котором роились цветные безмоторные дельтапланы да надутые воздухом аэростаты, летающие только по прямой — вверх и вниз. В лучшем случае Led Zeppelin повторил бы судьбу Гиндербурга, в худшем бы просто сдулся.

Время пришло только в девяностых, в середине которых языческие боги напомнили о себе альбомом «No Quarter». Пейдж и Плант долго притирались к друг другу, осуществили удачное турне, где их сопровождали два десятка египетских музыкантов. Звуки кимвал разбудили древние силы и чудо произошло: альбом снискал значительный успех и нисколько не подпортил, а даже обогатил прежний имидж. И вот спустя четыре года, вышел второй альбом Пейджа и Планта «Walking Into Clarksdale», записанный в знаменитой студии Abby Road. Боги опять вернулись.

— Когда 4 года назад вышел альбом «No Quarter», первый совместный после распада в 1980-м Led Zeppelin проект Пейджа с Плантом, вы оба не желали продолжения, не желали иметь ничего общего с так называемым «возвращением Led Zeppelin». И вот сейчас, четыре года спустя, вы снова вместе, с новым-альбомом и гастрольным туром.

Джимми Пейдж: Когда мы наконец записали программу «Unledded», результатом которой стало появление альбома «No Quarter», мы расценили это как своеобразное достижение. Нам удалось сделать все хорошо, и к тому же провести успешный тур (в Америке его сочли наиболее успешной гастролью 1995 года). Уже в конце тура мы подумали, а не записать ли нам еще альбомчик... И...

Роберт Плант: Между нами выстроилось множество стен, и главной из них было мое упорное нежелание иметь что-либо общее с возвращением Led Zeppelin. Я настолько соскучился по игре Джимми, что с самого начала совместной работы понял, сколько времени мы растратили впустую: мне действительно нравятся неповторимые гитарные атаки Джимми, его идеи, берущиеся буквально из ниоткуда. Все это удовлетворяет меня на 100%... Тогда я понял, что пора расставить все по местам и подумать о продолжительном сотрудничестве, просто прочистить свои мозги, изменить свое отношение к будущему, в том числе и к возрождению Led Zeppelin. Я понял, что сам был довольно лицемерен в своем поведениии, с одной стороны, отрекаясь от Led Zeppelin, с другой — используя наши песни в своих выступлениях.

Однако они все равно всегда звучали как кавер-версии Led Zeppelin. Сейчас же, когда мы играем их с Джимми, ориентируясь не только на прошлое, но и нацеливаясь на будущее, они приобрели новое качество. Работа в той старой комнате в Кинг Кросс что-то оживила, но лишь в середине того турне мы осознали, что это действительно совместная работа. А если мы хотим по-настоящему зажечь друг друга музыкально, нам придется вернуться к тому, что мы до этого делали вместе. Я видел множество артистов, которые возвращались, чтобы работать вместе, и результат оказывался просто катастрофическим. Часто это делалось только для того, чтобы сохранить имя. Что бы мы ни делали, должно быть позитивным и полным чувства.

— Вы отправились в тур с «No Quarter». Что-нибудь отличало ваше совместное турне от гастролей в составе Led Zeppelin периода конца 70 годов?

Роберт Плант: Led Zeppelin — великая рок-н-ролльная команда, славившаяся великолепными шоу. Поэтому нам приходилось все время оглядываться назад, чтобы поддерживать созданный ранее стандарт качества, и в то же время стремиться возвыситься над прошлым. Турне — хорошо поставленное шоу. К моменту исполнения «Four Sticks» и «Kashmir» мы были в отличной форме: Джимми уверенно держал ритм и темп, а я был ужасно возбужден, выделывал, что хотел, вместе с этими египтянами (Пэйдж и Плант задумали мировое турне небывалого эстетического размаха. На композицию «Kashmir» работали пять основных музыкантов: Пейдж, Плант, барабанщик Майкл Ли, басист Чарли Джонс, клавишник Эд Ширмур, скрипач Найджел Итон — при подержке египетского октета, а для некоторых выступлений и целой струнной секции).

Джимми Пейдж: Да, саунд был просто потрясающий... Прослойка европейского оркестра в сочетании с экзотической египетской музыкой и перекрывающей все это игрой Роберта. Восхитительный саунд... Это был стандарт, созданный Led Zeppelin, к которому мы стремились. И нам это удалось.

Роберт Плант: Ежели говорить начистоту, то сейчас мы не были бы вместе, если бы играли то же самое, но только вчетвером. Нам требовалось отточить наши индивидуальности именно в таком коллективе, какой мы создали. Наш дуэт не был возрождением былой славы, это было нечто совершенно новое, несмотря на то, что репертуар в своем большинстве состоял из старых песен. Это было восхитительно, как будто сбылась давняя мечта. Никто из нас не мог обойтись друг без друга. И чтобы сотворить подобное, мы должны были быть вместе.

— Не было ли опасений, что публика не воспримет новое измерение вашего творчества?

— Джимми Пейдж: Первый концерт был в Пенсаколе и, должен признаться, несмотря на уверенность в собственных силах, я очень нервничал. Уверенность — одно, играть же новое перед большой аудиторией, заплатившей деньги за билеты и желающей их окупить, совсем иное. Всегда ведь есть вероятность того, что публике не понравится. Сочетание европейского оркестра с египетскими музыкантами могло оказаться для нее чуждым. На самом деле публика оказала нам очень теплый прием, и это ощущение не исчезало весь концерт.

Роберт Плант: Конечно, и это всем известно, успех приносит свои трудности, в основном психологического порядка: амбиции, поскольку очень многие желают видеть нас такими, какими мы были в конце 70-х, а наши песни — все как «Stairway To Heaven». Такое случается со всеми: от Джерри Ли Льюиса до Марка Элмонда. Нам удалось справиться с этой проблемой. Любой, кто слушал песни Led Zeppelin в нашем исполнении, понимал, что они отличны от оригинала, и что наш следующий шаг не повторит предыдущий. Мы прошли через это с альбомом «No Quarter» и вынесли единственное решение: мы должны быть непреклонны, никаких полумер — мы должны писать свои песни, делать свой бизнес, главное — чтобы это кого-то трогало.

— Расскажите, пожалуйста, о новом альбоме «Walking Into Clarksdale». И если можно, давайте начнем с композиции «Most High».

Джимми Пейдж: Композиция «Most High» претерпела значительные изменения по сравнению с оригиналом. Первоначально Эд Ширмур экспериментировал с клавишами, затем мы решили коренным образом сменить подход к исполнению и изменили гитарный рифф. Далее все свелось к гитаре и ритм-секции, а в конце концов мы пригласили на помощь Тима из Transglobal Underground исполнить клавишную партию. Тим — мастер ориентальной музыки — превратил клавиши в некое подобие дудок или чего-то в этом роде.

И в итоге — последний штрих — мы добавили немного струнных Эда, чтобы СГ придать произведению законченность.

— Какие из песен нового альбома были написаны спонтанно?

Роберт Плант: «Heart In Your Hand», «Burning Up», «House Of Love», «When The World Was Young», «Shining In The Light»...

Джимми Пейдж: «Songs Of Freedom»...

Роберт Плант: «Walking Into Clarksdale» — очень даже спонтанная...

Джимми Пейдж: Да, но она несколько раз пересматривалась. А это уже не то. Вот «Burning Up» — то, что надо. Только одна гитара и больше ничего.

Роберт Плант: Да, но там не было особых размышлений и споров. Что-то типа: «вот это неплохо...» Честно говоря, около 50% песен были «приняты» после полуторачасовых споров. И в конце концов они нам надоедали, мы больше не хотели ни играть, ни обсуждать. Так получилось и с «When The World Was Young». Мы отложили ее на несколько месяцев, чтобы она дозрела в одиночестве, и когда мы, наконец к ней вернулись, мы испытали... «вау!!!... новую энергетику, исходившую от этой композиции.

— Как вам сочинялись тексты?

Роберт Плант: Когда как. Одни — сами по себе, без особых усилий, другие — стоили раздумий. А некоторые, используя «дилановскую» школу сочинения, прямо во время исполнения. Бывало, не хватает строчки-друтой, бац — и во время исполнения ...я вынимал карандаш, надевал очки... ужасно, не правда ли?

ТЕКСТ: Светлана ДЕМЕНТЬЕВА | Stereo & Video Сентябрь 1998 | 23 июня 2003 г.

Ссылки на Led Zeppelin, Джимми Пейджа и Роберта Планта:

  • ledzeppelin.com Официально о Led Zeppelin
  • ledzeppelin.narod.ru Большой сайт о Led Zeppelin - много информации и статей
  • rockhell.spb.ru о LED ZEPPELIN из "Энциклопедии популярной музыки"
  • estart.ru Роберт Плант - Дата рождения: 20.08.1948

    Есть:
    mp3 [256K]:

  • Led Zeppelin - Greatest Hits - CD1 - 146.8 Mb
  • Led Zeppelin - Greatest Hits - CD2 - 146.4 Mb

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2003. webmaster
    Hosted by uCoz