Ш2 – альтернативный шансон,
уличная музыка и современное кабаре



 

Время альтернативного шансона только наступает. Той музыке, которую у нас называют шансоном (я бы, предпочел, конечно, какой-то другой термин, но его нет), на мой взгляд, до сих пор не хватало более космополитичного и постмодернистского взгляда на вещи. Она была иногда сентиментальной, иногда воровской, иногда интеллектуальной в русской сермяжной традиции, но всегда отличалась крайней непроработанностью и даже пренебрежением к музыкальной составляющей. Я очень рад, что у нас появились артисты, которые на шансонную песню нанизывают интересную музыку и смотрят на это более иронично и широко.

А К. Троицкий

Нетрудно представить себе, какую музыку выпускает «Ш2» — второй по счету после «Легких» саблейбл, прижившийся под крышей более коммерчески ориентированных «Снегирей». Намного сложнее объяснить, что же это все-таки за музыка.

Говоря формально, «Ш2» занимается некоей субстанцией под названием «альтернативный шансон». Но эта субстанция альтернативна не популярному французскому песенному жанру, а скорее тому направлению, которое в последние годы стали называть «русским шансоном». Только «русский шансон», по мнению экспертов, — вовсе не шансон. Просто выражение «блатная песня» показалось людям слишком грубым, и ему надо было придумать замену. Более того, никаких принципиальных противоречий между шансоном «настоящим» и шансоном «альтернативным» создатели нового лейбла выявить не сумели. А на элементы «русского шансона» (как-то: ненормативная лексика, лихая тематика и тому подобное) никакого табу тоже не наложено. В общем, сплошная путаница и ничего не понятно. По словам Олега Нестерова, на создание «Ш2» его вместе с партнерами подвигли два обстоятельства. Во-первых, в офисе стали скапливаться записи безусловно интересные, но не подходящие ни для «Снегирей», ни для «Легких». Записи эти хотелось слушать — не по работе, а для удовольствия. Но они не находили практического применения, что обидно. Во-вторых, примерно год назад все друзья-музыканты и друзья-журналисты стали признаваться в любви к тому самому «русскому шансону» и проигрывающим его радиостанциям. Это наблюдение еще более насторожило и в конце концов заставило придумать «Ш2».

В итоге легче говорить о том, что никогда не будет выходить на «Ш2». Там не будет музыки «рок» в ее классическом понимании. Как говорит Олег Нестеров, этот стиль вплотную приблизился к своему логическому концу и вот-вот займет в музыкальном мире примерно то же место, что и классический джаз. Там не будет и стандартной поп-музыки. Песни в подобном стиле, метко замечает господин Нестеров, все более напоминают рекламные музыкальные ролики к пластинкам, полностью состоящим из точно таких же роликов. Электронной музыки не будет тоже. Ей, возможно, действительно принадлежит будущее, но для формата «Ш2» она слишком сильно обезличена и слишком редко оснащена словами. С учетом всей этой информации картина несколько проясняется.

В самом деле, трудно сказать, в каком стиле работают или работали Владимир Высоцкий, Том Уэйтс, Леонард Коэн, Серж Гинзбур, Адриано Челентано, Ману Чао или Гарик Сукачев. У каждого по формальным признакам много разной музыки найдется. Но в каждом конкретном случае стиль этими людьми выдерживается идеально и подлежит моментальному узнаванию. Такой же максимально пестрой картинки с максимально цельным содержанием планирует добиться «Ш2».

Требований, по сути, всего лишь два, и оба они не про музыку. Песни должны отличаться ироническим, многоуровневым, если угодно, постмодернистским восприятием мира, а их исполнители должны иметь, как бы банально это ни звучало, нечто под названием «харизма». По мнению создателей лейбла «Ш2», в России такие люди есть. Причем прогнозы самые благоприятные. Как говорит Артемий Троицкий, возникновение «Ш2» — часть глобального явления: «Слава богу, что это происходит в том числе и в нашей стране. Подобная музыка, объединившись, может стать очень серьезной альтернативой глобальной американизированной поп-культуре, которая, по-моему, всех уже достала». Собрав персонажей воедино, лейбл «Ш2» представляет сборник их лучших произведений.

Карл Хламкин
Уроженец Риги КАРЛ ХЛАМКИН известен в узких кругах более десяти лет. Играть на рок-фестивалях вроде «Индюков» и «Сырка» он начал еще в 1992 году. Причем не только играть, но производить впечатление. Ветераны отечественной рок-критики Артемий Троицкий и Сергей Гурьев до сих пор поминают добрым словом те выступления ХЛАМКИНА.

Вкусы КАРЛА ХЛАМКИНА всегда лежали в области самой хулиганской и кабацкой разновидности музыки ска, голос его сильно тяготеет к «томуэйтсовской» манере пения, а общее настроение лучше всего отражается в череде названий, который ХЛАМКИН в разные времена давал своим проектам: «Карл Хламкин и оркестр цыганского джазу», «Хламкин едет жениться», «Карл и укус кукушки», «Карл и оркестр заложников имени Тупака Амару», «Хламкин едет в Израиль».

Стоит отметить, что на самом деле ХЛАМКИН вовсе не Хламкин, и в паспорте у него написано что-то совсем другое. А настоящий Карл Хламкин, добропорядочный житель Израиля, даже приезжал в свое время лично просить «самозванца» не позорить его честное имя. Но именно под этим именем Карл в январе 2003 года выпускает альбом с вполне «добропорядочным» названием «Хламкин, заткнись!»

«Хоронько-Оркестр»
Основатель «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА» Дмитрий Хоронько — больше актер, нежели музыкант. Собственно, и работает он актером в театре Ленсовета, а еще играет музыку в составе «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА». История этого коллектива началась в 1988 году, когда Дмитрий Хоронько придумал сделать пьесу по песне Александра Вертинского «Желтый ангел».

Благая цель оправдывает средства, и «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР» не чурается даже исполнения «Мурки», но только в шести тональностях одновременно, с цитатами из Шостаковича и Таркана, а еще с ритмическим сломом. Последнему фокусу Хоронько научился в родном Харькове, где часто слушал народные песни в исполнении местных бабушек. Бывало так, что поющая в обычных 4/4 вдруг давилась абрикосовой косточкой и сбивалась на 5/4. Остальные это слышали и в дальнейшем пели именно так.

Затем был не принесший особой славы конкурс актерской песни в Нижнем Новгороде, с которого Хоронько лишь привез в качестве сувенира деревянную ложку. Через год Дмитрий Хоронько собрал свой первый оркестр, созданный по модели сопровождающего коллектива Жака Бреля. Премьера этого проекта состоялась в 1995 году на малой сцене родного театра. Тот период своего творчества Хоронько называет «арт-шуршанием» и вспоминает: «Публика была в шоке от нашей наглости и неумения играть на музыкальных инструментах. Хотя играли мы не так уж и плохо, просто нас тогда жутко перло». С 1996 года вместе с Дмитрием Хоронько играют профессиональные музыканты, а 2000 год основатель «ХО-РОНЬКО-ОРКЕСТРА» считает выходом на новый, клубный этап своей деятельности.

В итоге «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР» — это современное кабаре, с одной стороны, имеющее корни в творчестве обэриу-тов и театра Мейерхольда, песнях Жака Бреля, Александра Вертинского, классическом cool jazz, а с другой — четко соотносящееся с современным миром, где каждый знает, сколько сегодня стоит доллар. Главным культурным врагом, нуждающимся в немедленном развенчании, для «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА» является тот самый «русский шансон». Главная задача при этом — вернуть доброе имя шансону настоящему, одним из шагов к чему стал выход альбома «Страшные песни».

Паприкаш
Артист, именующий себя ПАПРИКА-ШЕМ, — странный фрукт. Точнее, овощ, еще точнее — озорной перец, как он еще себя именует. Начав слушать его пластинку, никогда не поймешь, кто он такой и откуда взялся. То ли измученный жизнью джазмен, то ли остепенившийся бродяга, то ли кто-то еще. На самом деле тут всего понемногу, а корни ни на что и на все похожей музыки озорного перца лежат в его биографии.

Поле его деятельности простирается от инструктора по плаванью до гитариста в составе Валерия Леонтьева. Последним до настоящего момента его занятием была должность массовика-затейника, которую он занял по очередной чистой случайности. Ведение шикарных вечеринок на виллах в районе Рублевки было для него обыденным делом, хотя объявлять приходилось самых больших эстрадных звезд, а вокруг обретался цирк в полном составе. Теперь этот человек, у которого в паспорте нет пустых страниц, а в голове историй записано больше, чем в толстой книге, представляет набор самостоятельно придуманных и записанных песен. Здесь советский джаз шестидесятых, детские считалочки, любовная лирика, кое-что из репертуара Валерия Ободзинского и огромный жизненный опыт.

Это может звучать несколько старомодно, но ничего такого, просто у ПАПРИКАША в творчестве есть цель. Джаз он любит, как это и положено музыканту-профессионалу, способному оценить качество и виртуозность исполнения. Но ПАПРИКАШ хочет вернуть джаз на то место, которое тот занимал в период своего расцвета, — веселая танцевальная музыка для простых людей. Потому и тексты у него веселые, и группу свою он склонен называть «Оркестр хулиганского джаза», а свою задачу формулировать как «снять джаз с умника». «Так шутят политики, так говорят за кулисами, так думают люди, так пою я, — говорит ПАПРИКАШ, И добавляет: — Мои слушатели — люди, не зацикленные на чем-то одном».

Алексей Паперный
Алексей ПАПЕРНЫЙ — видный представитель московской клубной сцены с многолетним стажем. В его послужном списке промоутера — создание клубов «Белый таракан», «Максим Максимыч», «Кризис жанра», «Китайский летчик Джао Да», участие в организации гастролей Skatalites, Ману Чао и Эмира Кустурицы. Как артиста ПАПЕРНОГО знают те, кто смотрел спектакли театра «Твербуль» и слышал выступления группы «ПАПЕРНЫЙ Т.А..М...».

Группа эта, помимо своих музыкальных достоинств, отличается фантастическим диапазоном поклонников. На концерте Паперного в родном клубе на расстоянии вытянутой руки друг от друга можно увидеть впечатлительную студентку с первого курса, закоренелого хиппи, видного шоу-бизнесмена, популярного телеведущего и генерального директора крупного издательского дома. Потому что в своих песнях Леша ПАПЕРНЫЙ одинаково изыскан и доступен, ироничен и серьезен, по-детски наивен и одновременно очень хитер.

Копаться в его корнях как сочинителя песен — дело гиблое. Найдется все — от Пушкина до Хармса, от Вертинского до Гарика Сукачева. Два вышедших в свое время у «ПАПЕРНОГО Т.А..М...» компакт-диска давно стали раритетом, но и «Ш2» избавил Алексея ПАПЕРНОГО от необходимости извиняться перед толпами поклонников, умоляющих за любые деньги продать пластиночку: в ноябре 2002 года на «Ш2» вышел его альбом «Удивительные приключения».

«Снегопады»
История СНЕГОПАДОВ началась в 1995 году, а предысторией можно считать 35 лет жизнедеятельности Юрия МАЦЕНО-ВА, экс-музыканта и автора песен МЕГАПОЛИСА, экс-матроса ВМФ и повара ресторана «Пекин». О МАЦЕНОВЕ также известно, что среди коллег принято ни при каких обстоятельствах не знакомить его с женщинами: вскружит голову любой — и привет работе. Юрий появился в МЕГАПОЛИСЕ в 1989 году, куда из металл-команды КРОСС его привел Михаил Габолаев. Интеллектуальный вклад МАЦЕНОВА в творчество МЕ ГАПОЛИСА обозначился уже при работе над альбомом «Пестрые ветерочки»; именно МАЦЕНОВ придумал знаменитую аранжировку в «Новых московских сирта- ки» (в народе и в МЕГАПОЛИСЕ — «Яйца дрозда»), без которой песня потеряла бы свой сакральный смысл. На альбоме МЕ ГАПОЛИСА «Женское сердце» МАЦЕНОВ был уже одним из основных авторов, а для самой коммерческой пластинки «Megapolis» вместе с Олегом Нестеровым он сочинил «Белку и Стрелку» и «Высоко вдали». 30 мая 1995 года МЕГАПОЛИС отыграл последний концерт вместе с МА- ЦЕНОВЫМ.

«Ему больше нравилось сочи нять и экспериментировать, чем играть правильно и одно и то же», — рассказыва ет Олег Нестеров. На прощание в подарок Юрий получил старую репетиционную ба зу МЕГАПОЛИСА и принялся искать новые формы. Спустя полгода МАЦЕНОВ пока зал друзьям свой новый проект. Часть ма териала была записана вместе с Аркадием Марто (сотрудничал с Эдуардом Артемье вым, МЕГАПОЛИСОМ, ныне трудится в коллективе MOSCOW GROOVES INSTI TUTE).

Музыка нового проекта была на столько неожиданной, что найти ей при ложение в 1995 году оказалось непросто. «Я тогда ходил и предлагал всем [продю серам] демо Маши МАКАРОВОЙ и СНЕ ГОПАДОВ,— вспоминает Олег Несте ров.— Успех был одинаковым: ни то, ни другое никто не брал». Взрослые мужчи ны за сорок во главе с МАЦЕНОВЫМ и ГАРПУНЕРОМ (человеком с пронзитель ным взглядом, шкиперской бородой и в актуальной одежде из Европы) настолько уверенно встали на модную французскую построковую лыжню, что не обратить внимание на СНЕГОПАДОВ стало просто невозможно.

ТЕКСТ: Stereo & Video февраль 2003 | 1 апреля 2003 г.

Ссылки на Ш2:

  • Ш2 - Новый лейбл «Снегирей» «Ш2»: альтернативный шансон, современное кабаре, уличная музыка
  • Карл Хламкин Персоонально
  • © Хоронько оркестр 2001г.
  • Паприкаш на "Снегирях"
  • Алексей Паперный - Персоональный сайт
  • Песни Махова, исполняемые группой "Снегопады"

    Есть:
    mp3:

    Ш2 - Шансон с человеческим лицом S&V 74.6 Mb VBR [ex*]

    * VBR [ex] - альбом записан с переменным битрейтом 220 - 240 kbps

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2003. webmaster
    Hosted by uCoz