Миша Альперин
Михаил Альперин


 


Вместо того, чтобы делать детей

15 декабря 2005 на лейбле Jaro Records в Бремене после длительного перерыва выходит новый альбом легендарного "Московского Арт-Трио" - пианиста Миши Альперина (ныне - Норвегия), валторниста Аркадия Шилклопера (ныне - Германия) и вокалиста Сергея Старостина (Россия). В широкую продажу диск поступит только после новогодних праздников в середине января; вскоре после этого, с 1 по 16 февраля, Moscow Art Trio проведет турне по Италии и Германии, которое откроет концерт в городе, где теперь живет Аркадий Шилклопер - Вуппертале. (Однако с 15 декабря альбом можно заказать на сайте Jaro Medien). Об истории трио и его новой работы в грамзаписи рассказывает Михаил Альперин.

Мы зарождались постепенно - от соло к дуэту, от дуэта к трио. Наверное, не один год я созревал, прежде чем встретить Аркадия, а потом Сергея. Говорят, что цветы на дереве появляются только тогда, когда дерево переполняется излишней энергией. Подобное, очевидно, случилось и со мной. Я был полон музыкальных идей. Я кипел от желания ими поделиться. Временами они не давали мне уснуть. Однажды на первом этаже своей московской квартиры я репетировал. Стояло лето. Окна были открыты. Играю, чувствую, кто-то стоит под окном. Выглядываю. Вижу парня с велосипедом, ребенком и открытым ртом. "Кто ты?" - спрашиваю. - Музыкант, валторнист, работаю в Большом театре - отвечает, - прохожу мимо, слышу необычную музыку. Дай, думаю, подойду поближе, послушаю. Мы стали ходить друг к другу на концерты, и вскоре дуэт "затанцевал"… Валторна сразила и покорила меня. Никогда раньше я не писал для этого инструмента. Аркадий открыл для меня мир неожиданных возможностей духовых. Вот уже 20 лет мы вместе. Мы стали друзьями на годы, хотя дружба не означает только праздник. Первое, что мы делаем, когда собираемся после больших перерывов, это рассказываем свежие анекдоты. Иногда это куда важнее самих репетиций. Несколько часов смеха - и ансамбль опять в форме.

Зачатие
Зачатие Moscow Art Trio произошло через стенку в одном из немецких бунгало на берегу озера. Конец 80-х. Последний официальный фестиваль дружбы СССР и ГДР, на который были собраны огромные творческие силы, представлявшие авангард советской культуры той эпохи. Ночь. Я мирно отдыхаю в своем номере. Вдруг рядом за стенкой кто-то лихо и ритмично запел что-то фольклорное. Слышны голоса целого хора. Тут уже не до сна. Я стучу в соседний номер и раздражительно предлагаю два варианта: либо успокоиться, либо сообразить что-либо вместе. Через 5 минут мы уже не даем спать другим соседям по бунгало. Эта удивительная ночь, пронзительные фольклорные голоса и среди них голос Сережи Старостина... Они поразили меня энергией праздника и вековой грусти одновременно. Сегодня эти качества фольклора я обнаруживаю во многих точках мира. Тут танец полон печали. Тут печаль напоена танцем.

…Я не мог тогда не проснуться. В ту ночь произошло зачатие. Конечно, тогда никто об этом не думал. Так это обычно и бывает. На утро уже к существующему дуэту с Аркашей Шилклопером примкнул Сережа Старостин, а через неделю мы уже были в студии в Москве и впервые пробовали себя в качестве трио. Мы еще не родились, но признаки беременности были уже налицо.

Неслучайная случайность
Мне повезло. Спасибо небу за то, что оно послало мне нового друга и фольклорного учителя. Сейчас я вижу, что живой источник, каким является фольклор, невозможно постичь только в стенах консерваторий или по записям пусть даже самых прекрасных образцов традиционной музыки. Только через живое общение с "человеком-рекою" возможно утолить жажду по вечному. Фольклор никогда не рождался, поэтому никогда не умрет. Ему не страшны никакие противозачаточные средства.

Рождени
5 июня 1990 года. Мы - Миша, Аркаша и Сережа - родились вместе как трио на сцене Театра Эстрады в Москве, ближе к ночи на 1-м Международном московском джазовом фестивале. Больно не было. Боли не было. В тот же день, 5 июня родилась и моя единственная дочь - Ксения.

"Младенец" в лице трио рос не по дням, а по часам. Трио превратилось в настоящую музыкальную лабораторию, где мы экспериментировали, напоминая любопытных и безудержных алхимиков-скоморохов. Мы пытались скрестить яблоко джаза, ядро классической композиции с грушей аутентичного фольклора. Кто-то считал это бредом, ведь темперированный рояль и нетемперированный фольклорный голос - две совершенно чуждые друг другу природы. Так говорил и продюсер ЕСМ Records Манфред Айхер (Manfred Eicher), отвергший нашу студийную запись в Осло. Возможно, в чем-то он и был прав, но наша "детская" интуиция подсказывала, что это возможно. И мы не сдавались. Мы работали, сочиняли, гастролировали, записывались. Время доказало нашу правоту. Сегодня то, что 15 лет назад считалось экспериментом, уже привычно. За это время незаметно изменились и мы, и мир вокруг нас. Изменилась и наша музыка. Теперь мы живем в разных странах ( москвичом остался только Сережа Старостин), но сохраняем имя Moscow Art Trio». Это неотъемлемая часть нашей жизни.

Кстати, о названии. Его придумали не мы. В начале 90-х во время турне трио в одном из немецких городков на входе в клуб мы увидели афишу "Moscow Art Trio in Concert". Мы были удивлены и обрадованы одновременно. Ничего уже и придумывать было не надо. Все придумал местный организатор концерта, и мы с ним согласились, - имя вполне отражало нашу музыкальную эстетику. Последние несколько лет мы, к сожалению, видимся не часто. Иногда от этого становится грустно. В шутку называем себя "московское артрит-трио". Страсть мичуринцев-селекционеров, несмотря на годы, не утихает. По-прежнему чувствуем себя мальчишками и пытаемся сочетать баловство звуками с тихой мудростью старцев. Это не всегда просто, но ведь в этом и есть суть нашего маленького музыкального театра - театра Moscow Art Trio.

Вместо того, чтобы делать детей
Программа рождалась постепенно, в течение 2002-2003 гг., а приобрела свой нынешний облик в сентябре 2005 года. Мне кажется, что она действительно рождалась, т.е. рождала самое себя. Моя же роль (бабки-повитухи) состояла в терпеливом ожидании схваток, а ждать их пришлось довольно долго. В программе нет практически ни одной традиционной песни, почти все тексты к композициям написаны Сергеем Старостиным. С 2003 по 2005 год трио практически не выступало и не репетировало по причине моей болезни. Бог послал мне испытание, которое оказалось настоящей школой жизни. В течение двух лет я учился видеть жизнь не как промежуток между концертами и творчеством, а как феерический фестиваль с несчитанным количеством деталей, где боль и дискомфорт включены в нее как неотъемлемый контраст.

За эти два года вне трио мы очень соскучились друг по другу, возможно, поэтому эта программа особенно дорога нам. Спасибо Богу - мы снова вместе. В 2006 году каждому из нас исполняется 50, что на троих составляет 150 лет. Почтенный возраст. Я думаю, что в этом возрасте уже пора выпустить работу под названием "Вместо того, чтобы делать детей" (Instead Of Making Children).

ТЕКСТ: jazz.ru | Миша Альперин, Осло | 13 декабря 2005 г.

Ссылки на Михаила Альперина:

  • www.ecmrecords.com Миша Альперин. Альбомы
  • 625-net.ru Как записывают джаз в России

    Есть:
    mp3 [256K]:

    Альперин Михаил:

  • At Home 73 Mb
  • First Impression 82.2 Mb
  • North Story (1997) 110 Mb
  • The Blue Fiords (1998) 95.2 Mb

    Альперин Михаил и Аркадий Шилклопер:

  • Live in Grenoble (1998) 127 Mb
  • Wave of Sorrow (1989) 88.8 Mb

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2003. webmaster
    Hosted by uCoz