|
За сравнительно недолгие годы своего существования рок-музыка стала удивительно многообразной. Сегодня, когда уже не в новинку рок-оперы, рок-оратории, рок-балеты и т. д., бывает трудно поверить, что все началось, в общем, с бесхитростных песенок Элвиса Пресли. Усложнение форм и средств выражения рока приводит, как правило, к несколько неожиданному на первый взгляд результату, а именно — к возникновению новой волны интереса к корням этой музыки. Возникают или приобретают популярность ансамбли, играющие более простые, танцевальные мелодии — как собственного сочинения, так и десяти-, двадцати-, даже тридцатилетней давности. Очевидно, именно поэтому и возникла популярность американской группы "Криденс Клиэруотер Ривайвел", которую для краткости мы будем называть просто «Криденс». В составе ансамбля — 4 человека: гитарист и певец Джон Фогерти, гитарист Том Фогерти, басист Стю Кук и барабанщик Дуг Клиффорд по прозвищу "Космо". Они начали играть вместе в 1959 году, когда еще учились в школе в Эль-Серритто, недалеко от Сан-Франциско. Свою группу они назвали "Tom Fogerty and The Blue Velvets" («Том Фогерти и Голубые Бархаты») и выступали, большей частью, на школьных вечерах и молодежных танцплощадках. В 1964 году ансамбль подписывает контракт с местной фирмой грамзаписи "Fantasy". Компания обязуется выпускать их пластинки, они обязуются сменить название на «Голливоги». Америка в это время переживала потрясение от «Битлз», и всё, что хоть отдаленно могло навести слушателя на мысль о британской поп-музыке, казалось, сулило немалые прибыли. Но расчет фирмы оказался неверным. За исключением одной единственной сорокапятки — «Кареглазая девушка», все остальные пластинки, включая и большой диск «Голливоги», с треском провалились у публики. Критика их не заметила вовсе. Три года группа разъезжала по Центральной Калифорнии с концертами, но это не принесло ей ни славы, ни денег, ни творческого удовлетворения. В конце 1967 года группа еще раз меняет название и уже как «Криденс» приступает к записи нового альбома - "Creedence Clearwater Revival". Пластинка состояла из классических песен рок-н-ролла и нескольких собственных композиций Джона Фогерти. Памятуя о провале предыдущих записей коллектива, фирма грамзаписи сначала передала пленку на радиостанции, чтобы проверить реакцию слушателей. Эта «проверка» стала одновременно и рекламой первого диска «Криденс», который увидел свет в 1968 году. С гиганта были выпущены две сорокапятки — «Сьюзи Кью» и «Я заколдовал тебя», сразу же вошедшие в национальные хитпарады. Год спустя выходит второй диск группы — "Bayou Country" со знаменитой песней «Гордая Мэри» — композицией Дж. Фогерти, считающейся одной из лучших в мировом роке. «Криденс» получили все то, о чем не могли и мечтать «Голливоги» или «Голубые Бархаты»: всемирную известность, полную финансовую и творческую независимость. В чем же причина успеха ансамбля? Думается, что причин здесь несколько. Во-первых, несомненная одаренность музыкантов, характерный, хрипловатый вокал Джона Фогерти, его безусловное композиторское и поэтическое мастерство. Во-вторых, выход первых пластинок «Криденс» совпал с ростом популярности калифорнийских групп вообще. В фокусе внимания появились такие коллективы, как "Big Brother and The Holding Company" с солисткой Дженис Джоплин, "The Great Society" с солисткой Грейс Слик, "Quicksilver. Messenger Service", "It's A Beautiful Day" и другие. Так что по отношению к «Криденс» публика была заранее настрое-на, как минимум, заинтересованно. И, в-третьих, та причина, о которой мы говорили в начале. Группы «со стажем» — «Битлз», "Роллинг стоунз» выпустили концептуальные альбомы со сложными аранжировками, с привлечением электроники, симфонических оркестров, с использованием богатых возможностей грамзаписи. Другие коллективы стали использовать элементы джаза в своих композициях — до сформирования джаз-рока в самостоятельное течение оставалось меньше двух лет. Очень возрос уровень инструменталистов — гений Джими Хендрикса полностью изменил представление о том, на что способна гитара в рок-музыке. Высшие достижения рока неуклонно превращали его из музыки для танцев в музыку для серьезного, вдумчивого слушания. Творчество "Криденс" — намного проще и общедоступнее. Для восприятия его не требовалось той подготовки, без которой нельзя полностью понять, например, «Сержанта Пеппера". Группа принципиально рассматривала пластинку не как единое целое, проникнутое общей идеей, несущее определенную смысловую нагрузку, а как набор песен — веселых, грустных, спокойных, но именно отдельных песен. «Криденс» импонировали молодежи, для которой песенные рок-сюиты «великих» оказывались слишком сложны, и тем, кто видел в рок-музыке средство отдыха, веселого времяпрепровождения. Может показаться, что, рассуждая так, мы принижаем музыку коллектива, но это не верно. Путь арт-рока, симфо-рока, джаз-рока, техно-рока и других «сложных» роков оказался, как мы видим, пока что тупиковым, а то «основное направление», в рамках которого работали «Криденс», продолжает каждый год радовать нас новыми открытиями. К семидесятому году, особенно после выхода дисков "Green River" (1969) и "Willy and The Poorboys" (1970), «Криденс» стали самой широко раскупаемой группой в истории американской музыки. Вряд ли кто мог предположить, что следующая пластинка — "Cosmo's Factory" будет поворотной в судьбе коллектива. Музыкантам перестало нравиться то, что они делали. Коммерческий успех стал препятствием для их дальнейшего развития. Джон Фогерти пытался раздвинуть рамки, в которые ансамбль сам себя заключил, но новый диск — "Pendulum" оказался значительно слабее предыдущих. Из группы ушел Том Фогерти, трое оставшихся участников предприняли мировое турне, выпустили концертный альбом "Live in Europe" и записали новую пластинку "Mardi Gras" (1972) — самую неудачную в истории коллектива. В октябре 1972 года группа «Криденс» прекратила свое существование. Том Фогерти выпустил несколько долгоиграющих пластинок и — вместе с Куком и Клиффордом — интересную сорокапятку «Радостное воскресение», посвященную истории «Криденс». Сольный диск вышел и у Клиффорда. Позже он и Стю Кук вошли в состав группы «Текс Мекс Трип». Джон Фогерти выпустил свою первую пластинку вскоре после распада «Криденс» (записывать ее он начал еще тогда, когда группа официально существовала). Диск "Blue Ridge Rangers" состоял в основном из песен в стиле кантри. Дж. Фогерти сыграл на всех инструментах и спел все вокальные партии. В настоящее время он продолжает работать, выпуская пластинки редко, но, как правило, очень высокого качества. Его репутация в мире традиционного рока и кантри столь высока, что к нему как к композитору и гитаристу обращались такие известные музыканты, как Рой Орибисон, Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис. Пластинки «Криденс» продолжают пользоваться большой популярностью и сейчас. По мнению американских музыкальных критиков, опрошенных журналом «Роллинг стоун», две из них - "Green River" и "Willy and The Poorboys" вошли в число лучших пятидесяти дисков рок-музыки за последние двадцать лет. В основу настоящей пластинки положены два альбома «Криденс» — "Willy and The Poorboys" и "Cosmo's Factory". А. Гаврилов
[Текст с пластинки фирмы Мелодия. 1986.]
[17 июня 2002]
Есть:
|