Antonio Carlos Jobim


 

MORE THAN ONA-BOSSA-NOVA-HIT WONDER
By Larry Rohter

АНТОНИО (ТОМ) КАРЛОС ЖОБИМ (1927-1994)

Его композиции объединяют пульс самбы, прохладу джаза и великолепие классической музыки. За свою 40-летнюю музыкальную карьеру Жобим написал сотни песен, но в массовом сознании, он навсегда останется создателем только одной - "Девушка из Ипанемы". Одна из самых популярных и наиболее часто исполняемых песен нынешнего времени, она принесла Жобиму известность, славу и удачу ещё в то время, когда он был совсем молод. Она настолько затмила его другие музыкальные сочинения, что и после его смерти в декабре 1994 в возрасте 67 лет, сделала неизбежным упоминание о нём, как об авторе незабываемого сингла, положившем начало продвижению босса новы из Бразилии в мировое музыкальное пространство.

Однако в сугубо профессиональной среде Жобим всегда имел репутацию музыканта более широко одарённого и утонченного одновременно. Вот почему поп-идол Стинг, джазовый пианист Херби Хэнкок и более чем дюжина других музыкантов отдадут в будущую пятницу "Дань восхищения Жобиму" в Авери Фишер Холл. Конечно же, кто-то определенно будет исполнять "The Girl from Ipanema". Но также есть уверенность, что прозвучат версии "One Not Samba", "Quiet Nights of Quiet Stars", "No more Blues", "Out of Tune", "How Insensitive", "Happiness" и другие шедевры... Они заслуженно принесли их автору признание как музыканту, обладающему самым утонченным творческим воображением своего времени.

"Его музыка останется навсегда, как музыка Битлз и Моцарта" сказал Стинг в своем последнем интервью. "Пока люди играют музыку, они будут петь песни Жобима". В последнем альбоме Жобима "Antonio Brasileiro" Стинг исполняет песню "How Insensitive". Взгляд Стинга на творчество Жобима разделяет и джазовый саксофонист Джо Хендерсон, который только что выпустил альбом "Double Rainbow: The Music of Antonio Carlos Jobim". "Я оцениваю Жобима и Кола Портера как великих композиторов 20 столетия", - сказал Хендерсон. "Том был удивительный артист, который оставил широкое наследие для нас, музыкантов".

Еще в своей ранней молодости, работая пианистом в ночном клубе Рио Де Жанейро, Антонио Карлос Бразилейро де Алмейда Жобим жадно впитывал в себя всё разнообразие музыкальных форм, усматривая в них пищу для своей творческой энергии. Его музыка была необычайно космополитичной, несмотря на то, что Жобим был бразильцем по своей сути и темпераменту, гордился своей страной, языком и культурой. С годами он изобрел свой собственный стиль, который соединял в себе пульс самбы, прохладную гармонию таких джазменов, как Стэн Кентон и Майлс Дэвис, и мелодическое богатство классических композиторов, подобных Вилла-Лобосу и Шопену, чья "Прелюдия Ми минор" слышна во вступительной аккордовой секвенции "How Insensitive".

Классическое музыкальное образование не мешало Жобиму восхищаться джазовыми исполнителями, ощущать себя одним из них. Более того, он придерживался их мнения, что не имеет большого значения, играл ли он до этого свинг или нет. "Действительно свинг - это музыка Соединенных Штатов, Кубы, Карибских островов и окружающих мест и, конечно, Бразилии" - считал он, - "Все остальное - вальсы".

Жобим никогда не был певцом или, по крайней мере, так он расценивал себя, но красота его мелодий была такой гипнотической, что лучшие вокалисты мира неизменно тянулись к нему. В 60-е годы, начиная с альбома "Sinatra/Jobim", на английском языке была осуществлена незабываемая серия совместных проектов с Фрэнком Синатрой. В них сдержанная элегантность музыки Жобима заставляла Синатру смягчать его тягу к пафосности исполнения. "В последний раз я пел так нежно, когда был болен ларингитом", - сказал Синатра после окончания их совместной записи песни "Dindi". Поэтому неудивительно, что джазовые саксофонисты, которые играют на инструментах, имеющих максимальное сходство с человеческим голосом, испытывают особую симпатию к музыке Жобима. Первым популяризатором Жобима в Соединенных Штатах более 30 лет назад стал блестящий Стэн Гетц, и с тех пор нет ни одного стоящего трубача, который смог бы удержаться от искушения включить в свой репертуар хотя бы одну мелодию Жобима.

"Жобим писал в манере, отличной от той, которая принята здесь, в Северной Америке"- сказал Джо Хендерсон на вопрос о притягательной силе музыки Жобима. "Мы привыкли играть две 16 тактовые фразы или 12-тактовые блюзы, или 2/8, переход и затем третья восьмая. Но когда Жобим пишет, кажется, что он просто пишет с 8 утра до 8 вечера. В то время, когда вы доходите до конца, проигрывая мелодию, вы могли находиться в песне 40 тактов или 5 минут, почти так, как это могло бы быть в симфонии. И если вы посмотрите на запись ключевых знаков, вы можете повредиться в рассудке, с 3/2 такта и затем 2/2 такт и темп, который невозможно поймать".

Жобим дышал музыкой, жил её жизнью и всегда негромко напевал на своём чарующем португальском, достигая глубочайшей сокровенности во взаимодействии слов и звуков. В период расцвета босса новы лучшим интерпретатором его сочинений был Жоао Джильберто, чей последний альбом "Joao Gilberto Ao Vivo" содержит новые версии нескольких песен, сделавших его знаменитым. Но в последние два десятилетия своей карьеры Жобим предпочитал женщин-вокалисток, таких как Элиас Регина и Гал Коста. Только им удалось передать эту смесь музыкального богатства и меланхолии, которые, в сущности, и составляют сердце музыки Жобима.

Многие из его соотечественников фактически рассматривают альбом "Elis and Tom", записанный с Региной в 1974 г., но вышедший в Америке лишь в 1989 г. как содержащий отличительные интерпретации нескольких красивейших композиций Жобима, особенно "Waters of March". Эта оценка всегда удивляла Жобима не только потому, что была написана после пика увлечения босса новой, но также потому, что Жобим сам написал стихи к английской и португальской версии. Может быть, это его шедевр и ему не нужно было разделять успех с Vinicius de Moraes, Chico Buarque de Holanda, Gene Lees - его наиболее постоянными соавторами.

В музыке и в стихах Жобима ясно проступает очарование романтической любви, особенно неразделенной, и красота, особенно женская. "The Girl from Ipanema" была всего лишь одной из многих в этой категории. "Teresa da Praia", была женщина, которая стала его первой женой, и были другие песни с такими названиями как "Ligia", "Luiza", "Izabella". Для Жобима музыка была, вероятно, тесно связанной с чувственным желанием. "Каждая женщина, которой у меня нет - это песня, которую я пишу", - скажет он однажды.

Его любовь к природе была также сильна: им написано почти столько же песен, названных в честь птиц, сколько и посвященных женщинам. Среди них "Sabia", "Passarim", "Urubu"... Однажды, в 1980 году, сидя в пышном саду у себя дома в Рио, он внезапно прервался в середине интервью, чтобы послушать щебет птиц из ближайшего куста. "Вот сейчас это безупречно исполнено", - отметил он. Нечего говорить, как много вдохновенья почерпнул он из моментов, подобных этому. Он потратил жизнь, стараясь воспроизвести эти звуки в партиях для флейты и фортепиано, вплетая их в течение мелодических линий.

Так есть ли наиболее подходящая эпитафия для музыканта, который написал так много песен и так наслаждался жизнью, как это делал Жобим? Первая строка и припев песни "Вешние воды" ("Waters of March") - хороший выбор: "A stick, a stone, it's the end of the road/ It's the stump of a trere, it's a little alone/ It's a silver of glass, it is life, it's the sun/ It is night, it is death, it's the end of the run/....And the riverbank talks of the waters of March/ it's the promise of life, it's the joy in our hearts.."

ТЕКСТ: THE NEW YORK TIMES, APRIL 16, 1995 | 17 апреля 2003 г.

Ссылки на Antonio Carlos Jobim:

  • Джобим.RU - Веб-сайт этот, есть посвящение жизни и творчеству великого, а может и не очень великого, а просто доброго и красивого, но тем не менее талантливого и выдающегося бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim)...
  • Клуб ЖобиМания - здесь бывают люди, увлекающиеся музыкой великого бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim). Мы не только слушаем эту прекрасную, удивительную музыку, мы её ещё и пытаемся сами играть, переводить и адаптировать тексты песен...
  • jazzpla.net - Биография Antonio Carlos Jobim
  • www.simen.ru - Биография Антонио (Том) Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim). (1927-1994)
  • На en.wikipedia.org про Жобима
  • Instituto A.C.Jobim
  • Джобим на VERVE records
  • Классный сайт, но на партугальском, по-моему...
  • Подробная дискография Antonio Carlos Jobim

    Есть:
    mp3 [128K]:

  • 1958 - Desafinado
  • 1963 - Getz & Gilberto]
  • 1965 - The Astrud Gilberto Album
  • 1967 - Francis Albert Sinatra & Antonio Carlos Jobim
  • 1967 - Wave
  • 1970 - Tide
  • 1974 - Tom & Elis
  • 1976 - Urubu
  • 1985 - E Convidados
  • 1989 - Stan Getz The Bossa Nova Years Vol.1
  • 1989 - Stan Getz The Bossa Nova Years Vol.2
  • 1989 - Stan Getz The Bossa Nova Years Vol.3
  • 1991 - Ella Abraca Jobim
  • 1993 - Antonio Carlos Jobim and Friends

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2007. webmaster
    Hosted by uCoz