|
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)С именем Моцарта мы привычно связываем воплощение истинной гениальности. Его образ послужил моделью гения и для А.С.Пушкина в "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери", где "гений и злодейство" разведены по разные стороны духовного бытия и названы "несовместными". И хотя в жизни все сложнее, и известный итальянский композитор Антонио Сальери, живший в Вене и обучавший в свое время Л.Бетховена, Ф.Шуберта и Ф.Листа, не мог быть отравителем Моцарта, все же миф на то и миф, чтобы грубо и зримо воплощать примеры добра и зла, дабы люди даже со слабым духовным зрением и слухом не перепутали бы одно с другим.Природа щедра на таланты, но скупа на гениев - другим Моцартом она человечество больше не одарила. Моцарт прожил всего 36 лет, срок жизни, который загадочным образом, плюс-минус один-два года, отмерялся и многим другим гениальным творцам - Джорджоне, Рафаэлю, Г.Перселлу, К.М.Веберу, Ф.Мендельсону-Бартольди, Ф.Шопену, Ж.Бизе, Дж.Байрону, А.С.Пушкину, А.Рембо, В.Ван-Гогу и многим, многим другим. Гений - это, конечно, огромный талант, но и не меньшая трудоспособность. Творческое наследие Моцарта поражает своим объемом и многообразием. Написанного им хватило бы на десяток других творческих судеб - 19 опер, около 50 симфоний, 27 концертов для клавира с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, многочисленные концерты для флейты, фагота, кларнета, валторны, арфы в сопровождении оркестра, 27 струнных квартетов, 9 струнных квинтетов, 17 сонат для клавира, 43 сонаты для скрипки и клавира, а также фантазии, вариации, рондо, менуэты для клавира, одно перечисление которых займет немало времени, и наконец - бессмертный "Реквием". Новаторство Моцарта сказалось во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве - от оперы до симфонии. Гений - это и есть способность все видеть внове, все преобразовывать. Прошло более двухсот лет со дня смерти композитора, но он по-прежнему с нами, его удивительная судьба продолжает привлекать многочисленных исследователей и просто любителей музыки, а любовь к его поразительным по красоте, свету и гармонии произведениям не угасает. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в старинном городе Зальцбурге, расположенном в предгорье восточных Альп. В те времена это была столица княжества. Отец Моцарта служил придворным музыкантом, руководил оркестром, церковным хором, играл на скрипке, органе, сам сочинял музыку. К тому же он оказался хорошим педагогом и, в раннем возрасте обнаружив у Вольфганга музыкальные способности, стал с ним усиленно заниматься. Детство Моцарта было светлым и безмятежным. Зальцбург был одним из живописнейших уголков Австрии - река Зальцах, быстро бегущая среди холмов, великолепные сады и старинная архитектура, веселый нрав зальцбуржцев, склонных к музыке, песням и веселью, жизнерадостность матери, доброжелательное подвижничество отца - все это закладывало в натуру мальчика то жизнеутверждающее, созидательное начало, которое станет основой его видения мира, определит настрой и интонацию его музыки. В три года Вольфганг уже радовался созвучиям, находя их на клавесине, в четыре - мгновенно запоминал маленькие музыкальные пьесы, которые исполняла его сестра Анна-Мария. В этом же возрасте он делает первую попытку написать концерт для клавесина, и его отец, к своему удивлению, обнаруживает, что на замаранных сверх меры чернилами нотных листах малыш, которого скоро назовут вундеркиндом, написал то, что уже имело музыкальный смысл и обладало формой и структурой. Моцарт радостно увлекался всем новым, что неустанно открывали для него отец и сестра, которая была старше его на пять лет. Узнав мир цифр, он до того полюбил их, что исписал ими всю мебель в комнате плюс стены; к счастью, это не имело для него неприятных последствий, поскольку он пользовался мелом... К шести годам он уже прекрасно играл на клавесине, что, помимо большого исполнительского таланта, объяснялось еще и природной беглостью пальцев. Незаметно для себя и окружающих он научился также играть на скрипке и органе. Его феноменальная музыкальность привела отца к мысли попытать счастья в концертной деятельности. Его служба при дворе престарелого зальцбургского архиепископа была скучна, средств к существованию давала немного - сын заслуживал другой судьбы. Добившись долгосрочного отпуска, он вместе с сыном и дочерью, которая тоже была ярко одарена музыкальными способностями, отправляется на гастроли по городам Европы - Мюнхен, Франкфурт, Вена, Париж, Лондон, Амстердам, Гаага, Женева... Везде им сопутствовал успех, концерты проходили с триумфом, слава о чудо-детях опережала Моцартов. На одном из франкфуртских концертов присутствовал В.Гете, тогда еще подросток, и образ маленького виртуоза остался в его памяти до глубокой старости: "Я видел его мальчиком лет семи, - рассказывал Гете. - Мне самому было лет четырнадцать, и я ясно помню маленького человечка в парике и со шпагой". Эта расшитая золотом придворная одежда была подарена детям в Вене самой императрицей. Ничего удивительного, что задуманная поездка растянулась на целых четыре года. Ради забавы и на удивление публики Вольфгангу устраивали музыкальные экзамены: проверяли его тончайший слух - просили назвать звук, издаваемый колокольчиком, стаканом, часами, заставляли импровизировать на заданную тему, закрывали клавиатуру платком, требовали исполнить одним пальцем труднейшие пассажи. Такие концерты длились иногда по четыре-пять часов... Тем временем продолжалась и музыкальное образование Моцарта. Отец водил его на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с фортепьяно, а в Лондоне - первые симфонии. Семья возвратилась в Зальцбург только в 1766 году. Фантастические успехи сына привели отца к мысли предпринять еще одну подобного рода поездку. Для этого он репетирует с Вольфгангом концертные программы, находит ему учителей. Моцарт занимается историей, географией, математикой, рисованием, изучает иностранные языки - латинский, французский, английский, итальянский. Приходит и первый заказ - на комическую оперу "Мнимая пастушка" для венского оперного театра. Двенадцатилетний Моцарт справляется с трудным заданием. Правда, однако, опера так и не будет поставлена - начинается то, что всю жизнь будет преследовать Моцарта: зависть и недоброжелательство коллег, видящих в нем опасного соперника и конкурента. Чудо-ребенок превращался в гения... Вторая поездка - по крупнейшим городам Италии - длилась три года: Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция. Взыскательная и искушенная итальянская публика была столь же щедра на рукоплескания и восторги. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей. Триумф был полным и безоговорочным. Знаменитый миланский оперный театр заказывает четырнадцатилетнему композитору оперу "Митридат, царь Понтийский". Там же, в Италии, за полгода Моцарт пишет эту оперу, и она двадцать раз подряд с огромным успехом идет на сцене театра. За сочинение в течение получаса сложного многоголосного произведения его избирают членом Болонской академии. Итальянская музыка, звучащая вокруг него на улицах, площадях, в концертных залах, вдохновляет на новые музыкальные произведения... Из рук папы римского он получает орден "Золотой шпоры" - из австрийских композиторов такой чести до него был удостоен лишь Кристофор Глюк. Казалось бы, все это предел мечтаний честолюбивого отца - наконец-то он бросит унылую службу в бесперспективном Зальцбурге. Но не тут-то было. Как Леопольд Моцарт ни старается, ему не удается найти место для сына, закрепиться в музыкальной Италии. Чудо не могло продолжаться бесконечно. Италия отвернулась от Моцарта, растущего не по дням, а по часам. Больше он сюда никогда не вернется... В Зальцбурге же все переменилось к худшему - старый архиепископ умер, его место занял граф Колоредо, человек властный и своенравный, требовавший от своих приближенных беспрекословного подчинения. В его глазах юный Моцарт был не более чем слугой - как со слугой он с ним и обращался, находя особое удовольствие унижать юношу, недавно столь обласканного вниманием и восхищением всей аристократии Европы. Все надежды Моцартов - на Францию, Париж, рядом с которым даже Вена выглядит провинциально, Неужели и там его забыли? Нелегко добиться отпуска у нового правителя, и все же это удается - вместе с любимой матерью, которая готова помогать ему в быту, он отправляется на новое покорение Парижа. Ему уже двадцать два года, и он может все. Но повторилась итальянская история - взрослый Моцарт никому не нужен, не нужна серьезная новая музыка, переполняющая его. Он больше не забавен, не удивителен, на нем нет ни мундирчика с золотым шитьем, ни шпаги, ни парика... Он больше не живая кукла, не чудо из музыкальной шкатулки - он больше не развлечение. Париж отворачивается от него -никакой надежды выступить с концертом, получить заказ на новую оперу. Вместо всего этого Моцарт дает грошовые уроки, ютится с матерью в бедной гостинице. В довершение всех бед заболевает и умирает его мать, не вынесшая столь тяжкого крушения всех иллюзий. Моцарт вынужден вернуться домой, хотя еще какое-то время живет в Париже и пишет под впечатлением выпавших на его долю испытаний пять клавирных сонат большой драматической силы и выразительности. Напоминает о себе в этих сонатах и чувство, которое вызвала в Моцарте встреча с пятнадцатилетней Алоизией Вебер, начинающей певицей в мангеймском театре Он даже напишет для нее итальянскую арию, с которой красавица Алоизия сделает затем блистательную певческую карьеру. Встреча с ней Моцарта по возвращении из Парижа лишила его надежд на счастливое совместное будущее - впереди были только ненавистный Зальцбург, жестокий архиепископ и старый отец, уговаривающий его в письмах покориться своей судьбе. В Зальцбурге Моцарт так и не прижился - слишком вольнолюбивой была его несломленная натура, слишком велик был тот дар, ответственность перед которым он ощущал в себе. Слугой-музыкантом он оставаться не мог, тем более, что в Мюнхене уже с большим успехом шла его новая опера "Идоменей, царь Крита". Моцарт начинает добиваться отставки - его отношения с Колоредо становятся невыносимыми, особенно после того случая, когда Моцарта выставляют вон, пинком столкнув с лестницы... Едва оправившись от нервного потрясения, Моцарт заявляет, что решение его окончательно и бесповоротно. И в 1781 году он поселяется в Вене, без всяких средств к существованию, рассчитывая только на свой талант. В Австрии он был первым из композиторов, кто решился на такой шаг. Последние десять лет жизни Моцарта - самые плодотворные, хотя ему приходится трудно, особенно поначалу. Его спасает только работа, чудовищная по объему и напряжению. С самого раннего утра он сочиняет музыку, до обеда ходит давать уроки, вечером выступает, а ночью снова пишет, пока не падает, сраженный сном. И всего этого едва хватает, чтобы заплатить за жилье и скудный стол. А ведь надо еще и прилично одеваться - такова работа, иначе его просто не пустят на порог столичных гостиных. Моцарт же не обладал выигрышной внешностью и манерами - был мал ростом, худощав и, по словам его сестры, "лишен всякой представительности в лице и теле", о чем он сам прекрасно знал, и что его, конечно, втайне огорчало. И все же в Вене он испытывал душевный подъем. "Счастье мое начинается только теперь", - пишет он отцу. По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт пишет оперу-буффа "Похищение из сераля", в сюжетной основе которой - традиционная история разлуки и соединения двух влюбленных. Тема любви не переболела в душе Моцарта, и он работал с большим увлечением. Публика восторженно встретила оперу, только австрийский император Иосиф II нашел ее чересчур сложной. "Слишком хорошо для наших ушей, и ужасно много нот, мой милый Моцарт", - сказал он композитору. "Ровно столько, сколько нужно, ваше величество", - ответил Моцарт. Разлад художника с высокими покровителями, начавшийся в юности, в зрелые годы все больше и больше давал себя знать. Однако до краха было далеко, и Моцарт, воодушевленный своим успехом и славой лучшего клавесиниста Австрии, полон надежд и творческих планов. Его любовь к Алоизии, вышедшей замуж за придворного артиста и переехавшей в Вену, теперь переносится на младшую сестру Алоизии, восемнадцатилетнюю Констанцу, прелестную девушку, живую и легкую в общении. Она отвечает ему взаимностью и, несмотря на сопротивление родных с обоих сторон, они женятся. Молодожены очень схожи - Констанца жизнерадостна, добра, беспечна, легко переносит лишения, артистична, как все сестры Вебер, и необычайно музыкальна. Она полностью и безраздельно доверяет Моцарту, его творческому гению, поддерживает его во всех начинаниях, лаской же и теплом напоминает ему мать. Следующая крупная веха в творчестве Моцарта - гениальная опера "Свадьба Фигаро", написанная через четыре после "Похищения из сераля" года, в течение которых он писал инструментальную музыку. "Свадьба Фигаро" была вдохновлена пьесой Бомарше "Женитьба Фигаро", которая появилась в Париже в 1784 году и наделала много шуму в европейских столицах, вызвав негодование аристократии, постепенно распознавшей острую критику в свой адрес. В пьесе выражались революционные идеи молодой буржуазной интеллигенции, третьего сословия, к которому относил себя и Моцарт. Однако благодаря умелому либретто, где за основу была взята не социальная направленность пьесы, а интрига характеров и положений, удалось добиться разрешения императора на постановку оперы. Впервые отказавшись от условной трактовки комедийных персонажей, Моцарт создает яркие, выразительные образы Фигаро, Сюзанны, Керубино, как бы смешивая жанры серьезной оперы ("сериа") с оперой-буффа. Его музыкальные характеристики глубоки, тонки, строго соответствуют по настроению конкретной ситуации, в которую попадает герой, - в результате создается пластический, сложный и убедительный рисунок персонажа, выхваченного как бы из реальной жизни, что по тем временам было явлением абсолютно новым, неслыханным и далеко не для всех понятным. Совершенство формы, цельность замысла, непринужденная легкость в решении сложнейших музыкальных задач - все это воплотилось в "Свадьбе Фигаро". Премьера оперы, состоявшаяся 1 мая 1786 года, была воспринята как новая эпоха в искусстве - в этом были единодушны и театральная публика, и сами исполнители, аплодировавшие Моцарту. И все же "Фигаро", как до него и "Похищение", несмотря на успех, довольно быстро исчез со сцены венского театра. Музыкальным хозяином императорского двора был Антонио Сальери, действительно, как в трагедии Пушкина поначалу друг, а затем завистливый недоброжелатель, о чем, кстати, знал и сам Моцарт, называвший его в письмах "злым демоном" своей жизни. Но не только Сальери - многие, от кого в ту пору зависело благополучие Моцарта, стали охладевать к нему. Новое, смелое, необычное раздражало, настораживало. Так были восприняты и шесть его струнных квартетов, вдохновленных музой Гайдна, который, кажется, единственный сохранял верность Моцарту. Критики писали, что музыка Моцарта слишком уж сложна, а новаторство нарочито. В отсутствии поддержки концертная деятельность Моцарта резко упала - расходы же росли. Болела жена, рождались дети, сам Моцарт начал болеть - ему приходилось за бесценок продавать гениальные произведения. Его спас неожиданный заказ из Праги, где с большим успехом шла "Свадьба Фигаро". Моцарта просили написать новую оперу на выбранное им самим либретто. Так возник "Дон-Жуан", драматическая опера на сюжет популярной легенды о "севильском обольстителе", уже имевшей свою историю и в драме, и в музыке. Традиционно комедийный сюжет, почти фарс, где в финале черти тащат в ад нераскаявшегося грешника, под пером гениального композитора обрел трагедийную силу. Его "Дон-Жуан" затронул актуальные для общественности того времени проблемы человеческого предназначения, смысла жизни, вопросы конфликта морали и чувственной природы человека и многое другое. Не случайно "Дон-Жуан" появился одновременно с "Фаустом" В.Гете, этой энциклопедией духа человека XVIII века. Особенно яркими красками написан у Моцарта образ главного героя - это не комедийный любовник, сильная жизнелюбивая человеческая личность, властная и мужественная. Если "Фигаро" - это комедия характеров, то "Дон-Жуан" - психологическая драма. В каждой арии Моцарт раскрывает не отдельные черты характера, а всю человеческую сущность своих героев. Блеск и праздник жизни, полнота чувственного бытия передаются через головокружительный темп музыки, через ее безостановочное развитие и фанфарные интонации. Опера была поставлена на сцене пражского театра 29 октября 1787 года и встречена с большим воодушевлением. Пребывание в Праге, где на любом балу и даже в кофейнях звучали мелодии из всеми любимой "Свадьбы Фигаро", было для Моцарта счастливым сном наяву. Венская премьера "Дон-Жуана" была не столь удачной. Возвратившись в Вену и по-прежнему испытывая нужду, Моцарт пишет три свои лучшие симфонии - ми-бемоль-мажор, соль-минор и до-мажор, отличающиеся выразительнейшей драматизированной мелодикой, которая сродни интонациям человеческой речи. Именно они, последние в его симфоническом творчестве, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие этого жанра в западноевропейской музыке. За два года до смерти Моцарт пишет последний свой шедевр в оперном жанре - "Волшебную флейту", оперу-сказку, навеянную традициями австрийского музыкального театра - венского зингшпиля и посвященную высокой теме любви. Ко времени окончания оперы Моцарт был уже смертельно болен. Писал он ее одновременно с "Реквиемом", самым трагическим своим произведением. Заказ на него Моцарт получил от таинственного человека в черном плаще, не пожелавшего назвать свое имя, что само по себе произвело на композитора огромное и гнетущее впечатление, будто он получил заказ на собственное отпевание. Как все жанры, к которым обращался Моцарт, традиционное хоровое произведение на канонический латинский текст, исполнявшееся в церкви в память усопшего, вышло далеко за предначертанные рамки. Это, по сути, гениальное воплощение просветленной скорби, любви и веры. Моцарт не успел закончить "Реквием" - некоторые части остались незавершенными, и их дописал Зюсмайер, ученик Моцарта, неотлучно находившийся у постели больного и слышавший эти части в исполнении самого композитора. За сутки до его кончины друзья Моцарта исполнили в его присутствии отрывки из "Реквиема" по черновым наброскам. Моцарт скончался в час ночи 5 декабря 1791 года. В день похорон разразилась метель - снег чередовался с градом, и никто из друзей Моцарта, сопровождавших его в последний путь, так и не дошел до самого кладбища св. Марка - от городских ворот все повернули обратно. Среди провожавших его жены Констанцы не было - она была больна. Не было и денег в доме, и Моцарта похоронили по низшему разряду в общей могиле для бедняков. ТЕКСТ: maestoso.narod.ru | 17 сентября 2003 г.
Ссылки на Моцарта:
Есть:
|