|
Время альтернативного шансона только наступает. Той музыке, которую у нас называют шансоном (я бы,
предпочел, конечно, какой-то другой термин, но его нет), на мой взгляд, до сих пор не хватало более
космополитичного и постмодернистского взгляда на вещи. Она была иногда сентиментальной, иногда воровской,
иногда интеллектуальной в русской сермяжной традиции, но всегда отличалась крайней непроработанностью и даже
пренебрежением к музыкальной составляющей. Я очень рад, что у нас появились артисты, которые на шансонную
песню нанизывают интересную музыку и смотрят на это более иронично и широко.
Нетрудно представить себе, какую музыку выпускает «Ш2» — второй по счету после «Легких» саблейбл, прижившийся под крышей более коммерчески ориентированных «Снегирей». Намного сложнее объяснить, что же это все-таки за музыка. Говоря формально, «Ш2» занимается некоей субстанцией под названием «альтернативный шансон». Но эта субстанция альтернативна не популярному французскому песенному жанру, а скорее тому направлению, которое в последние годы стали называть «русским шансоном». Только «русский шансон», по мнению экспертов, — вовсе не шансон. Просто выражение «блатная песня» показалось людям слишком грубым, и ему надо было придумать замену. Более того, никаких принципиальных противоречий между шансоном «настоящим» и шансоном «альтернативным» создатели нового лейбла выявить не сумели. А на элементы «русского шансона» (как-то: ненормативная лексика, лихая тематика и тому подобное) никакого табу тоже не наложено. В общем, сплошная путаница и ничего не понятно. По словам Олега Нестерова, на создание «Ш2» его вместе с партнерами подвигли два обстоятельства. Во-первых, в офисе стали скапливаться записи безусловно интересные, но не подходящие ни для «Снегирей», ни для «Легких». Записи эти хотелось слушать — не по работе, а для удовольствия. Но они не находили практического применения, что обидно. Во-вторых, примерно год назад все друзья-музыканты и друзья-журналисты стали признаваться в любви к тому самому «русскому шансону» и проигрывающим его радиостанциям. Это наблюдение еще более насторожило и в конце концов заставило придумать «Ш2». В итоге легче говорить о том, что никогда не будет выходить на «Ш2». Там не будет музыки «рок» в ее классическом понимании. Как говорит Олег Нестеров, этот стиль вплотную приблизился к своему логическому концу и вот-вот займет в музыкальном мире примерно то же место, что и классический джаз. Там не будет и стандартной поп-музыки. Песни в подобном стиле, метко замечает господин Нестеров, все более напоминают рекламные музыкальные ролики к пластинкам, полностью состоящим из точно таких же роликов. Электронной музыки не будет тоже. Ей, возможно, действительно принадлежит будущее, но для формата «Ш2» она слишком сильно обезличена и слишком редко оснащена словами. С учетом всей этой информации картина несколько проясняется. В самом деле, трудно сказать, в каком стиле работают или работали Владимир Высоцкий, Том Уэйтс, Леонард Коэн, Серж Гинзбур, Адриано Челентано, Ману Чао или Гарик Сукачев. У каждого по формальным признакам много разной музыки найдется. Но в каждом конкретном случае стиль этими людьми выдерживается идеально и подлежит моментальному узнаванию. Такой же максимально пестрой картинки с максимально цельным содержанием планирует добиться «Ш2». Требований, по сути, всего лишь два, и оба они не про музыку. Песни должны отличаться ироническим, многоуровневым, если угодно, постмодернистским восприятием мира, а их исполнители должны иметь, как бы банально это ни звучало, нечто под названием «харизма». По мнению создателей лейбла «Ш2», в России такие люди есть. Причем прогнозы самые благоприятные. Как говорит Артемий Троицкий, возникновение «Ш2» — часть глобального явления: «Слава богу, что это происходит в том числе и в нашей стране. Подобная музыка, объединившись, может стать очень серьезной альтернативой глобальной американизированной поп-культуре, которая, по-моему, всех уже достала». Собрав персонажей воедино, лейбл «Ш2» представляет сборник их лучших произведений.
Карл Хламкин
Вкусы КАРЛА ХЛАМКИНА всегда лежали в области самой хулиганской и кабацкой разновидности музыки ска, голос его сильно тяготеет к «томуэйтсовской» манере пения, а общее настроение лучше всего отражается в череде названий, который ХЛАМКИН в разные времена давал своим проектам: «Карл Хламкин и оркестр цыганского джазу», «Хламкин едет жениться», «Карл и укус кукушки», «Карл и оркестр заложников имени Тупака Амару», «Хламкин едет в Израиль». Стоит отметить, что на самом деле ХЛАМКИН вовсе не Хламкин, и в паспорте у него написано что-то совсем другое. А настоящий Карл Хламкин, добропорядочный житель Израиля, даже приезжал в свое время лично просить «самозванца» не позорить его честное имя. Но именно под этим именем Карл в январе 2003 года выпускает альбом с вполне «добропорядочным» названием «Хламкин, заткнись!»
«Хоронько-Оркестр»
Благая цель оправдывает средства, и «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР» не чурается даже исполнения «Мурки», но только в шести тональностях одновременно, с цитатами из Шостаковича и Таркана, а еще с ритмическим сломом. Последнему фокусу Хоронько научился в родном Харькове, где часто слушал народные песни в исполнении местных бабушек. Бывало так, что поющая в обычных 4/4 вдруг давилась абрикосовой косточкой и сбивалась на 5/4. Остальные это слышали и в дальнейшем пели именно так. Затем был не принесший особой славы конкурс актерской песни в Нижнем Новгороде, с которого Хоронько лишь привез в качестве сувенира деревянную ложку. Через год Дмитрий Хоронько собрал свой первый оркестр, созданный по модели сопровождающего коллектива Жака Бреля. Премьера этого проекта состоялась в 1995 году на малой сцене родного театра. Тот период своего творчества Хоронько называет «арт-шуршанием» и вспоминает: «Публика была в шоке от нашей наглости и неумения играть на музыкальных инструментах. Хотя играли мы не так уж и плохо, просто нас тогда жутко перло». С 1996 года вместе с Дмитрием Хоронько играют профессиональные музыканты, а 2000 год основатель «ХО-РОНЬКО-ОРКЕСТРА» считает выходом на новый, клубный этап своей деятельности. В итоге «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР» — это современное кабаре, с одной стороны, имеющее корни в творчестве обэриу-тов и театра Мейерхольда, песнях Жака Бреля, Александра Вертинского, классическом cool jazz, а с другой — четко соотносящееся с современным миром, где каждый знает, сколько сегодня стоит доллар. Главным культурным врагом, нуждающимся в немедленном развенчании, для «ХОРОНЬКО-ОРКЕСТРА» является тот самый «русский шансон». Главная задача при этом — вернуть доброе имя шансону настоящему, одним из шагов к чему стал выход альбома «Страшные песни».
Паприкаш
Поле его деятельности простирается от инструктора по плаванью до гитариста в составе Валерия Леонтьева. Последним до настоящего момента его занятием была должность массовика-затейника, которую он занял по очередной чистой случайности. Ведение шикарных вечеринок на виллах в районе Рублевки было для него обыденным делом, хотя объявлять приходилось самых больших эстрадных звезд, а вокруг обретался цирк в полном составе. Теперь этот человек, у которого в паспорте нет пустых страниц, а в голове историй записано больше, чем в толстой книге, представляет набор самостоятельно придуманных и записанных песен. Здесь советский джаз шестидесятых, детские считалочки, любовная лирика, кое-что из репертуара Валерия Ободзинского и огромный жизненный опыт. Это может звучать несколько старомодно, но ничего такого, просто у ПАПРИКАША в творчестве есть цель. Джаз он любит, как это и положено музыканту-профессионалу, способному оценить качество и виртуозность исполнения. Но ПАПРИКАШ хочет вернуть джаз на то место, которое тот занимал в период своего расцвета, — веселая танцевальная музыка для простых людей. Потому и тексты у него веселые, и группу свою он склонен называть «Оркестр хулиганского джаза», а свою задачу формулировать как «снять джаз с умника». «Так шутят политики, так говорят за кулисами, так думают люди, так пою я, — говорит ПАПРИКАШ, И добавляет: — Мои слушатели — люди, не зацикленные на чем-то одном». Алексей Паперный Группа эта, помимо своих музыкальных достоинств, отличается фантастическим диапазоном поклонников. На концерте Паперного в родном клубе на расстоянии вытянутой руки друг от друга можно увидеть впечатлительную студентку с первого курса, закоренелого хиппи, видного шоу-бизнесмена, популярного телеведущего и генерального директора крупного издательского дома. Потому что в своих песнях Леша ПАПЕРНЫЙ одинаково изыскан и доступен, ироничен и серьезен, по-детски наивен и одновременно очень хитер. Копаться в его корнях как сочинителя песен — дело гиблое. Найдется все — от Пушкина до Хармса, от Вертинского до Гарика Сукачева. Два вышедших в свое время у «ПАПЕРНОГО Т.А..М...» компакт-диска давно стали раритетом, но и «Ш2» избавил Алексея ПАПЕРНОГО от необходимости извиняться перед толпами поклонников, умоляющих за любые деньги продать пластиночку: в ноябре 2002 года на «Ш2» вышел его альбом «Удивительные приключения». «Снегопады» «Ему больше нравилось сочи нять и экспериментировать, чем играть правильно и одно и то же», — рассказыва ет Олег Нестеров. На прощание в подарок Юрий получил старую репетиционную ба зу МЕГАПОЛИСА и принялся искать новые формы. Спустя полгода МАЦЕНОВ пока зал друзьям свой новый проект. Часть ма териала была записана вместе с Аркадием Марто (сотрудничал с Эдуардом Артемье вым, МЕГАПОЛИСОМ, ныне трудится в коллективе MOSCOW GROOVES INSTI TUTE). Музыка нового проекта была на столько неожиданной, что найти ей при ложение в 1995 году оказалось непросто. «Я тогда ходил и предлагал всем [продю серам] демо Маши МАКАРОВОЙ и СНЕ ГОПАДОВ,— вспоминает Олег Несте ров.— Успех был одинаковым: ни то, ни другое никто не брал». Взрослые мужчи ны за сорок во главе с МАЦЕНОВЫМ и ГАРПУНЕРОМ (человеком с пронзитель ным взглядом, шкиперской бородой и в актуальной одежде из Европы) настолько уверенно встали на модную французскую построковую лыжню, что не обратить внимание на СНЕГОПАДОВ стало просто невозможно. ТЕКСТ: Stereo & Video февраль 2003 | 1 апреля 2003 г.
Ссылки на Ш2:
Есть:
Ш2 - Шансон с человеческим лицом S&V 74.6 Mb VBR [ex*] * VBR [ex] - альбом записан с переменным битрейтом 220 - 240 kbps |