Wayne Shorter


 

Уэйн Шортер

Родом из Нью-Арка, 08.25.1933

Хотя многие будут оспаривать относительно того, оказал ли Wayne Shorter первичное воздействие на джаз, как композитор или как саксофонист, едва ли найдутся люди, которые не признают его как одного из ведущих саксофонистов нашего времени.

В формировании собственного стиля он во многом обязан стилю John Coltrane, с которым он занимался в середине 50-х, еще будучи совсем новичком. Тем не менее ему удалось развить свою «сжатую» манеру игры на саксофоне, удивляя слушателей жестким и интенсивным звуком и в более поздних годах, добавляя элементы funk. Интересен и его опыт игры на сопрано саксофоне. Велико было влияние Wayne Shorter на музыкантов исполняющих нео-боп в начале 80-х, особенно на Branford Marsalis.

Начал он играть на кларнете в 16 лет, но позже переключился на тенор саксофон. В 1952 году он поступил Нью-Йоркский Университет. После получения высшего образования в 1956, он играл с Horace Silver в течение короткого времени, пока не был призван в армию. Еще будучи на службе он начал играть в оркестре Мейнарда Фергусона, в который его привел его знакомый – пианист Joe Zawinul. С 1959 года он присоединился к оркестру Art Blakey, где он оставался до 1963 года. В течение выступления в ансамбле Blakey он дебютировал как лидер, сделав несколько записей на различных лейблах, в том числе и для Chicago's Vee-Jay label. В 1964 году Miles Davis убедил его перейти в его квинтет, так как в то время это была самая перспективная группа играющая революционную музыку.

Пребывание в коллективе Miles Davis до 1970 года стало наиболее творческим и плодотворным периодом в жизни музыканта – при его непосредственном участии были созданы такие известные хиты, как "E.S.P.", "Пиноккио", "Nefertiti", "Святость", "Следы", "Падение" и другие.

В конце 1968 года он взялся за сопрано саксофон и все обратили внимание на то, что этот инструмент был более созвучен новой «электрической» музыке, чем тенор саксофон.

Записывая сольные пластинки в это время на лейбле Blue Note он демонстрирует более широкую палитру музыкальных приемов от традиционного к этому времени bop до почти атонального, авангардистского, звучания.

В ноябре 1970 года, совместно с Joe Zawinul и Miroslav Vitous, они формируют свой коллектив, исполняющий музыку в стиле Miles – «Weather Report» звук, которого со временем стал более содержательным, более осознано мелодичным, и постепенно более подвластным концепциям Завинула. К этому времени, он играл главным образом на сопрано, хотя тенор вновь появляется в арсенале Shorter к распаду «Weather Report».

В конце 70-х, он присоединяется к проекту V.S.O.P. совершая поездку с Freddie Hubbard и ex-Miles сайдменами: Herbie Hancock, Ron Carter и Tony Williams.

В 1985 году, наступил творческий спад, в результате которого он долго не выступал и не записывал музыки. В последнее время его музыка по-прежнему, представляет собой сплав электроники и акустики. За период с 1986 до 1988 года были записаны три достаточно заметных альбома на лейбле Columbia.

В течение следующего десятилетия он активно выступает на гастролях с самыми различными коллективами от исполняющих Latino (Карлос Сантана) в 1988 и до Wallace Roney и V.S.O.P. в записи известной работы "A Tribute to Miles" в 1992 году. Еще один интересный проект последних лет – это альбом «1 + 1» записанный в дуете с своим старым другом Herbie Hanckok.

ТЕКСТ: st52.narod.ru | 18 августа 2003 г.

Ссылки на Wayne Shorter:

  • musicbase.h1.ru Биография на английском - Уэейн Шортер
  • domdiskov.ru Кратко, но по-русски. Wayne Shorter - биография
  • imnworld.com Биография и дискография Уэйна Шортера
  • bluenote.com Дискография с детальным описанием на Blue Note
  • vervemusicgroup.com Подробная биография на VERVE music

    Есть:
    CD, mp3:

  • Wayne Shorter (2003) - "Alegria", 90.8 Mb [CD, VBR]
  • Herbie Hancock and Wayne Shorter (1997) - "1+1", 70.6 Mb [160K]

  • наверх

    cd256kbps. 2002-2003. webmaster
    Hosted by uCoz