Artist: Robert Wyatt
Album: Dondestan
Year: 1991
Rec.: Japanese Import


01. Costa
02. Sight of the Wind
03. Catholic Architecture
04. Worship
05. Shrinkrap
06. CB Jeebies
07. Left on Man
08. Lisp Service [Tracks 7 & 8]
09. N.I.O. (New Information Order)
10. Dondestan [Tracks 9 & 10]

82.23 Mb

MORE INFO:

Robert Wyatt

появился на свет 28 января 1945 года в британском городе Бристоль под именем Роберт Эллидж в семье психолога и учительницы. Какое-то время семья с четырьмя детьми жила в Лондоне, а затем поселилась неподалеку от музыкально-богемного Кентербери, в большом доме из 14 комнат, часть из которых пришлось сдавать. В одной из них поселился австралийский поэт-битник и приятель кумира тогдашней молодежи Уильяма Бэрроуза, Дэвид Ален, с огромной коллекцией джазовых пластинок, в другой - джазмен из Америки Джордж Нидорф, нанятый учителем для Роберта.

В 1964 году появилась группа Wildе Flowers, через пару лет - Soft Machine, названная по роману Бэрроуза. Robert Wyatt числился в ней ударником, певцом и сочинителем некоторых замысловатых композиций. После американского турне 1968 года Wyatt остался в Калифорнии, подрабатывая сессионным музыкантом и делая первые сольные демо-записи. Дебютный альбом вышел в 1970 году под названием "The End of an Ear" (Краешек уха), записанный с бригадой из шести музыкантов, сам Уайт взял на себя ударные, фортепиано и голос.

Вернувшись ненадолго в Soft Machine, Wyatt записал свой последний в составе этой группы альбом и создал новое объединение - Matching Mole, просуществовавшее до 1972 года.

В июне 1973 года с музыкантом случилось несчастье - он выпрыгнул из окна на четвертом этаже и очень сильно повредил позвоночник, что привело к частичному параличу - вся нижняя часть тела была обездвижена. Приговоренный к инвалидной коляске, Роберт полгода провел в клинике, где сочинил Rock Bottom, изданный в 1974 году. Записывать пластинку ему помогали очень многие - Ник Мэйсон из Pink Floyd, Майк Олфилд, старые приятели Ричард Синклэйр и Нью Хоппер, саксофонист Гэри Уиндоу, альтист Фред Фрит и Альфреда Бенге, ставшая на долгие годы музой и ангелом-хранителем Уайта. Альбом получил несколько наград, в том числе гран-при французской Академии Шарля Кро.

Через год появился фри-джазовый Ruth Is Stranger Than Richard, тогда же Wyatt выступил в Лондоне, Риме и Париже, впоследствии больших концертов он не давал.

Только через пять лет, в начале 80х Уайт снова заявил о себе - руководитель независимого лэйбла Rough Trade, Джеф Трэвис предложил ему записать серию синглов с кавер-версиями, позже вошедших в сборник Nothing Can Stop Us - своеобразную музыкальную политическую карту мира и времени - наряду с чилийской "Arauco" звучит "Сталин не был Сталиным", кубинская народная песня "Caimanera" соседствует с профсоюзным гимном "Trade Union", исполненным хором бенгальцев. Наибольший успех выпал на долю баллады "Shipbuilding", написанной Элвисом Костелло как протест против англо-аргентинской войны за Фолклендские острова. Завершалась пластинка и вовсе не музыкально - барбадосский поэт Питер Блэкмэн читает поэму "Сталинград"!

В те же годы Wyatt записал саундтрэк к фильму в защиту животных "Animals Film", посвященному проблеме использования животных в медицинских опытах. Затем вышел миньон Work In Progress (1984) и полнометражный альбом Old Rottenhat (1985) и музыкант снова иcчез из поля зрения на долгие пять лет, переехав с женой в Испанию, где она работала над стихотворным циклом, позже вдохновившим Роберта на создание альбома Dondestan (1991). Записав EP A Short Break годом позже и раздав бесчисленное количество интервью, Wyatt долго не дает о себе знать, лишь эпизодически участвуя в проектах других музыкантов.

Очередной альбом Shleep, вышедший в 1997 году, был записан с помощью большой компании приглашенных музыкантов в студии Фила Манзанеры, безвозмездно предоставившего оборудование и студийное время. Также Wyatt участвовал в записи саундтрека к «Птицам» Бруно Кулэ.

specialradio.ru/robert_wyatt

Уильям Бэрроуз
William Burroughs

(5 февраля 1914 - 2 августа 1997)

Образ жизни наркоманов, преступников и сексуально инакомыслящих людей показывался им в его книгах, а его жизнь была сплошным облаком морфия. Автор: Слава Смеловский

Уильям Бэрроуз - машина мечты

"Целые страницы текста были разрезаны и реорганизованы. Новые слова, комбинации слов и предложений вылились в два новых романа: "Нова экспресс" и "Билет, который лопнул". Я называю зтот способ - "метод нарезки" (cut-up). Поясню - я беру первую страницу текста и вставляю ее в середину сотой страницы. Результат же помещаю на странице номер десять. Читатель же, доходя до этой страницы, испытывает что-то вроде deja vu, встречая там события, которые, по идее, должен был встретить еще на первой странице. И вместе с тем испытывает вообще ни на что не похожее ощущение, словно заглядывая в будущее."

Беспроигрышный способ. Одно и то же произведение может служить источником для написания десятка других. Необходимо, правда, чтобы начальный текст был интересен...

"Метод прост. Возьмите эту страницу текста. Разделите ее на четыре части и поменяйте их местами. Поставьте четвертую вместо первой, замените вторую на третью. Иногда смысл не меняется, иногда меняется глобально. Возьмите произведение любого поэта или речь какого-то политика, и вы все поймете. Коллаж из слов. Именно сейчас, когда все, сказанные ранее, слова потеряли свой смысл:"

Здесь можно поспорить, но не делайте этого - спорить придется с Уильямом Бэрроузом (William Burroughs) - писателем, философом, дедушкой киберпанка. Наверное, в XX веке не было и не будет ни одного литератора, режиссера, музыканта, который не назвал бы Бэрроуза первым в ряду своих инспираций.

Уже никто не спорит с истиной, что от героина умирают медленнее, чем от алкоголя. Став в 30-х годах убежденным героинщиком, он все свои оставшиеся 60 лет жизни доказывал не случайность такого выбора, черпая вдохновение в этом, поистине неисчерпаемом, источнике.

Начал писать он в тридцать лет, мгновенно удивив мир книгой "Джанки" - автобиографией наркомана. За ней последовала "Подозрительный" - повествующая о гомосексуальных опытах автора. Для того времени (да в общем и сейчас) книга была чересчур откровенной. Ее издание было отложено на несколько десятков лет.

Немного разочарованный, Уильям Бэрроуз переезжает сначала в штат Техас и становится там фермером, затем направляется в сидящую на морфии Мексику, где с ним случается неприятность - случайным выстрелом из пистолета он убивает свою жену. Полицейское расследование признает его невиновным, и он в очередной раз меняет место жительства, выбрав на этот раз Южную Америку.

Частые переезды идут ему на пользу. Он снова начинает писать и создает произведение, ставшее культовым сначала в андерграундных кругах, а затем настольной книгой любого интеллегентного человека - "Голый завтрак". По этому произведению режиссером Дэвидом Кроненбергом был создан фильм, который почему-то я так и не сумел досмотреть до конца. Очень похоже, что и к без того эклектичному произведению был применен излюбленный прием самого Бэрроуза - "метод нарезки". Если в произведениях Бэрроуза присутствует какая-то внутренняя логика - хотя бы внутри одного предложения, словосочетания, слова - фильм Кроненберга разбил все на слоги и перемешал всю сюжетную канву "Голого завтрака". Хотя, наверное, этот фильм предполагает просмотр его до конца, так как только в этом случае (здесь ситуация похожа на чтение книг самого автора) возникает полная картина происходящего.

"Мертвые азотистые улицы старой съемочной площадки: бумажная луна и кисейные деревья а в черно-серебристом небе громадные прорехи как будто мировой покров упал дождем блестящих кинохлопьев: Двадцатые годы кренясь промчались по темнеющим городам в черных "кадиллаках" отхаркивая кинопули ускоренного времени:" (Уильям Бэрроуз, "Билет, который лопнул", издательство "Ника-Центр", 1998)

В 1959-м Уильям Бэрроуз принимается всерьез за изучение и научное обоснование техники cut-up. Совместно с художником, одним из первых сюрреалистов Брайаном Гизиным (Bryon Gysin) было разработано то, что в последствие будут применять не только в литературе, но и в живописи, кинематографии, музыке. Открытия, сделанные художником при разрезании листа книги, были очень серьезно осмысленны писателем. В 70-х на основе этого метода возникнет техника сэмплирования, и благодарные музыканты, вплоть до смерти Бэрроуза в 1997-м, будут приглашать его для совместной работы. Его эксперименты со звуком будут изданы группой Throbbing Gristle на их собственном лэйбле. Coil, Ministry и Nirvana будут рады до безумия сотрудничать с писателем.

Но это будет лет через 40, а пока Бэрроуз экспериментирует с собственным сознанием, сочетая несочетаемые наркотики, вводит за правило потреблять каждый день по дозе морфия и пишет, пишет, пишет:

Назвав себя "космонавтом внутреннего космоса", он борется за ту призрачную внутреннюю свободу, которая достигается путем нечеловеческого напряжения всех сил, используя при этом бесконечные комбинации стимуляторов. Его биограф Тэд Морган (Ted Morgan) назовет это "литературой риска".

В привязанности к наркотикам Бэрроуз видит лишь частный случай привязанности, как таковой. Его же интересуют более общие мотивы возникновения той или иной привычки. Привычкой он называет отношение к любимому человеку, жизнь в семье, вероисповедание и гражданственность. Его исследование - это путешествие по ту сторону добра и зла, путешествие внутрь себя самого, в под- под- подсознание. Туда, где содержатся объяснения всех поступков всех людей.

"Вот мы и разворачиваем то чего не знали: Окно люди и небесные картины исчезают на рассвете: Заканчивай: Теснятся руки: В ужасной вспышке мозг твой раскололся на пустой плоти: истекающая кровью бескостная задыхающаяся смерть в последнем круге: выход из потемневших глаз вина еще разбавленного плотской кожей: Надеть ее? К о н е ц п у т и:" (Уильям Бэрроуз, "Билет, который лопнул", издательство "Ника-Центр", 1998)

На основе его экспериментов с самим собой английские врачи написали работу, получившую название "Смещение: свидетельство относительно болезни", рассказывающую о возможных способах лечения привязанности к героину.

"Он, вероятно, единственный из ныне живущих американских романистов, кого можно назвать гением" ,- сказал Норман Мейлер. Гением, стоящим несколько особняком от других. Другим гениям остается лишь проводить разнообразные литературные исследования и раскладывать по полочкам весь его литературный багаж последних 50-х лет.

Перед вами пример одного из таких исследований: "Текст сканируется, переводится в ASCII формат и парсируется на предмет нахождения общих паттернов". Не кажется ли вам, что с одной стороны это похоже на фрагмент из научно- фантастического романа, а с другой - на модные ныне изучения библейского текста?

Для многих произведения Бэрроуза и стали чем-то вроде священного писания. Миры, описываемые им, призрачны и, на первый взгляд, кажутся чуждыми. Но как может быть чуждым то, что является частью самого тебя. Пусть частью потаенной, может быть даже ненавистной, но частью тебя самого.

Образ жизни наркоманов, преступников и сексуально инакомыслящих людей показан в "Голом завтраке". Место, в котором они живут, - собирательный образ всех тех мест, в которых побывал Бэрроуз. Современный город, в котором объединены все города, народы, и правительства. Слова, произносимые этими людьми, услышаны Бэрроузом от друзей-битников, прочитаны им в книгах, политических статьях, газетах. Подобная компиляция и объясняет истинные причины поступков тех или иных героев Бэрроуза, да, в общем-то, и самого автора.

В этом мире pusher не продает наркотик клиенту, а продает клиента наркотику. В книгах Бэрроуза сквозным потоком проходит идея о всеобщем социально-политическом заговоре группы людей против всего человечества. Она (группа) препятствует проникновению личности внутрь себя, не дает ему уйти в творческий мир фантазии, в мир коки с нашатырем, джанка и "белого дыма": (В этой части статьи я попробовал применить "метод нарезки", взяв за основу слова самого Бэрроуза).

Что ни говори эффект коллажа и монтажа требует, чтобы зритель-читатель мысленно соединял визуальные элементы, которые стоят рядом друг с другом (ведь у текста помимо смысловой нагрузки всегда есть нагрузка визуальная). Это порождает новые ассоциативные связи и, по мнению самого Бэрроуза, расширяет сознание. Кроме того визуализация слова, выстроенная из его обычного контекста, обеспечивает ему "сказочную мощность".

На протяжении всей своей жизни Бэрроуз был символом сменяющихся поколений. От культуры битников к контркультуре 60-х, от панк движения 70-х к киберпанку 80-х. От пост-панка - к пост-индустриальной культуре 90-х. И это неправда, что такие люди долго не живут - Бэрроуз пережил не только свою жену, но и своего сына. В последние годы, говорят, был часто бит, так как делал соответствующее предложения любому понравившемуся ему существу женского или мужского пола. Искренний, в общем- то человек. Имущество Уильяма Бэрроуза пошло с аукциона за очень большие деньги:

"Уже сыплются хлопья риска: Громадная волна принесла курс лечения: "верните краный цвет, что вы украли": Прощальный для Александра: Исчезающего в Ю-Йорке, Онолулу, Ариже, Име, Остоне: Помощник редактора расстаял в воздухе: Я, Секуин, едва дышу: Сновиденья сделаны, быть может, из того же, что и я - послушайте: предварительно записанное женским голосом предостережение: Сцио - это извлечение цифры из логоса: Громадная волна унесла супружескую пару от того, чем вы могли обладать:" (Уильям Бэрроуз, "Нова экспресс", издательство "Ника-Центр", 1998)

brainactive.org


cd256kbps@narod.ru. 2002-2003. webmaster
Hosted by uCoz