|
75.74 Mb MORE: Procol Harum. БиографияВ 1967 году на весь мир прогремела композиция Procol Harum "A Whiter Shade Of Pale": мистический текст был положен на торжественную органную партию, позаимствованную из сюиты N 3 ре-мажор Баха - песня стала первой в Великобритании, вошла на 5-е место хит-парада США; таким образом Procol Harum, вслед за Moody Blues, приобрела репутацию "первой английской арт-рок группы". И хотя подобного успеха Procol Harum больше не имели, "A Whiter Shade Of Pale" ознаменовала начало "лета любви" - тираж сингла в настоящее время превышает десять миллионов, существуют джазовые, хард-роковые и симфонические версии этой композиции; в 1967 году многие специалисты предсказывали, что Procol Harum сумеют затмить Beatles:;, и это несмотря на то, что в тот период "великолепная четверка" выпустила свой эпохальный "Сержант Пеппер". В состав Procol Harum входил лишь один музыкант с законченным консерваторским образованием - Мэттью Фишер. Ядро Procol Harum сформировалось еще в 1963 году, когда Гари Брукер, Робин Трауэр, Крис Коппинг и Би Джей Уилсон играли в составе лондонской ритм-энд-блюз группы The Paramounts. Эта группа записала несколько синглов, однако некоторый успех имели лишь две кавер-вершнз - "Little Bitty Pretty One" и "Poison Ivy" из репертуара Coasters. В 1966 году The Paramounts распались - тогда же Гари Брукер познакомился с поэтом Китом Рейдом (он всегда указывается в составе Procol Harum как полноправный член группы); для записи своих песен они сформировали группу, в состав которой первоначально вошли Фишер, Рэй Ройер, Дэйв Найтс и Бобби Харрисон. Название Procol Harum имеет "глубокий смысл" на латыни, однако, по признанию Брукера, "мы просто воспользовались именем кошки Рейда"; между собой музыканты в шутку называли свою группу Purple Horrors ("Кровавые кошмары"). Исходный состав распался после записи "A Whiter Shade Of Pale", во время которой Бобби Харрисона заменил сейшнмен Билл Эйден. На волне успеха сингла неплохо "пошла" и следующая композиция группы "Homburg" (6-е место в Великобритании, 34-е место в США); к тому моменту Ройера и Харрисона заменили Робин Трауэр и Би Джей Уилсон - в этом составе были записаны три первых альбома Procol Harum (Ройер и Хариисон организовали группу Freedom, которая распалась, не записав ни одной пластинки). В Великобритании Procol Harum долгое время считали группой-однодневкой, однако в США коллектив преуспел, а гастроли Procol Harum проходили с неизменным успехом. В 1969 году Мэттью Фишер и Дэйв Найтс вышли из состава группы (Фишер начал успешную сольную карьеру, три его альбома были очень популярны в Европе), к Procol Harum присоединился еще один экс-"парамаунтовец" бас- гитарист Крис Коппинг, и в формате квартета были записаны альбомы "Home" и "Broken Barricades". Обозначенная в этих дисках тенденция к более жесткому звучанию развития не получила (инициатором ухода в хард-рок был Трауэр) - более того, тяжелый рок Procol Harum "бился" с прозрачными экзистенциальными стихами Рейда и потому производил впечатление плохо смешанного коктейля. В июле 1971 года Трауэр покинул группу и вместе с певцом Фрэнки Миллером сформировал вначале Jade, а затем мощное хард-роковое трио Robin Trower Band, работавшее в стилистике Джими Хендрикса (дебютный альбом трио "Twice Removed From Yesterday", 1973 год, продюсировал Мэттью Фишер). Коппинг переключился на орган, а в состав Procol Harum влились бас-гитара-гитарист Алан Картрайт и гитарист Дэйв Болл. В ноябре 1971 года группа гастролировала в Канаде, где выступала с симфоническим оркестром Эдмонтона и камерным вокальным ансамблем Da Camera Singers - выпущенный по следам гастролей концертный альбом имел огромный успех, главным образом в США, а симфоническая версия знаменитой композиции "Conquistador" была выпущена отдельным синглом. Однако все это не помешало с треском провалиться следующему альбому "Grand Hotel", представлявшему собой очередную симфоническую аранжировку хард-рока. Вместо выбывшего из состава Болла (он собрал группу Bedlam) появился новый гитарист Мик Грэбем (1973 год), до того игравший в Cochise, и до 1976 года состав Procol Harum оставался стабильным. Однако записанные в этот период два альбома "Exotic Birds And Fruits" и "Procol Ninth" коммерческого успеха не имели. В 1976 году группу покинул Картрайт, Коппинг вновь взял на себя обязанности бас-гитарста, а в качестве клавишника был приглашен Пит Солли. После двухлетнего перерыва группа записала альбом "Something Magic" - его продюсировали знаменитые Лейбер и Столлер, - однако пластинка также потерпела крах, и Procol Harum приняли решение о самороспуске группы. Сольная карьера удалась, пожалуй, лишь Гари Брукеру: в 1979 году он принял участие в концерте в пользу голодающего народа Кампучии, затем записал несколько сольных альбомов, некоторые из которых были высоко оценены специалистами. В 1981 году он сыграл партии клавишных при записи альбома Эрика Клэптона "Another Ticket". В конце 80-х Procol Harum вновь собрались в классическом составе и записали очень сильный альбом "The Prodigal Stranger", в который вошли такие композиции как "The Truth Won't Fade Away", "(You Can't) Turn Back The Page" и "The King Of Hearts", стилизованные "под ранний Procol Harum". К чести музыкантов, они не стали, подобно большинству вернувшихся из небытия групп, перепевать темы своей молодости и сетовать на новое поколение - возродившиеся Procol Harum ведут на равных борьбу с перспективными группами-новичками, не прибегая к "недозволенным приемам". Эта группа всегда шла своим путем по андеграунду рока конца 60-х - начала 70-х, трейдмарк Procol Harum - музыка и вокал Брукера и стихи Рейда - наложил свой отпечаток на арт-рок и способствовал развитию популярной музыки в целом.
|