Artist: Ethno Jazz
Album: Европейская перспектива
Year: 2005
Rec.: S&V 088, Stereo & Video 08'2005. Data-mate Oy - Хельсинки, Финляндия


01. Аркадий Шилклопер - Step By Step
02. Алекс Ростоцкий - Звонили звоны в Новгороде
03. Mark Lotz & Shango's Dance - Chango's Cloth
04. ManSound - Триптих украинских песен
05. Tsiganov Brothers feat. Alex Sipiagin - She Lives In Brazil
06. SeaZone Project - The Morning
07. Маримба Плюс - Zebrano
08. Екатерина Черноусова и Комнаты - Elohim
09. Лот Лориен и Теодосий Спасов - Капитан Петко Воевода
10. Энвер Измайлов - CT Funk

111.2 Mb


MORE:
«Этно-джаз» компакт-диск №88

1. Аркадий Шилклопер - «Step By Step»
2. Алекс Ростоцкий - «Звонили звоны в Новгороде»
3. Mark Lotz & Shango's Dance - «Chango's Cloth»
4. ManSound - «Триптих украинских песен»
5. Tsiganov Brothers feat. Alex Sipiagin - «She Lives In Brazil»
6. SeaZone Project - «The Morning»
7. «Маримба Плюс» - «Zebrano»
8. «Лот Лориен» и Теодосий Спасов - «Капитан Петко Воевода»
9. Екатерина Черноусова и «Комнаты» - «Elohim»
10. Энвер Измайлов - «CT Funk»

 

Теодосий Спасов
Конечно, этот сборник — не энциклопедия этно-джаза как явления. Это, скорее, попытка увидеть его из восточноевропейской перспективы — просто потому, что живем мы в Восточной Европе, и здесь есть масса музыкантов, которые соединяют в своем творчестве традиции и язык фольклорных музыкальных культур своих (а иногда и не только своих) стран с методами импровизационного изложения материала, пришедшими из джазa

Единственное исключение — это группа Shango’s Dance нидерландского флейтиста Марка Альбана Лотца, известного также по проектам Lotz Of Music и The Global Village Orchestra. 42-летний Лотц — по рождению немец, его раннее детство прошло в Берлине. Он учился в амстердамской Школе искусств, а в конце 90-х провел пару лет в США, беря уроки у своих кумиров — легендарного джазового флейтиста 60-х Хьюберта Лоуза и других звезд. Однако решающий шаг в формировании музыкального лица Марка был сделан, когда он стал много играть с кубинскими музыкантами — у него есть записи, в которых он — единственный не-кубинец из всех участников! Это и есть тот признак, который позволил включить запись Марка в этот сборник: ведь Куба — как и Восточная Европа — долгие годы входила в так называемый «восточный блок».

Болгарская группа «Лот Лориен», несмотря на толкиенистское название, играет не «музыку эльфов», а своего рода южнославянский этно-фьюжн — в записи с концертного альбома «На живо от Охрид» эта музыка звучит загадочно и ярко, не в последнюю очередь благодаря участию специального гостя. Это один из самых заметных этно-импровизаторов Болгарии — Теодосий Спасов, мастер игры на деревянном духовом инструменте кавал, близком родственнике флейты. Гитарист Кирилл Георгиев, скрипачка Галина Койчева, барабанщик Злато Валчев, басист Петр Павлов и вокалистка Бора Петкова — музыканты молодые, им в среднем 27; 44-летний Спасов смотрится среди них ветераном, хотя душой столь же молод и охотно пускается в эксперименты с расширением стилистического диапазона болгарской музыки.

Ансамбль Tsiganov Brothers представляет США, хотя его со-лидеры — братья Михаил (фортепиано) и Алексей (вибрафон) Цыгановы — наши бывшие соотечественники, и в записи вошедшего в этот альбом трека участвовали почти исключительно русские музыканты, живущие в Нью-Йорке — выдающийся трубач Алекс Сипягин, контрабасист Борис Козлов (вдвоем они часто играют в составе Mingus Big Band, одного из лучших джазовых биг-бэндов Америки). Единственный не-славянин в этом составе — барабанщик Антонио Санчес; вместе пять отличных нью-йоркских джазменов записали альбом, который так и называется «Tsiganov Brothers» и представляет, помимо джазового мэйнстрима, и любопытный «славянско-нью-йоркский взгляд на... бразильскую музыку» — которую, пожалуй, с полным правом можно именовать исторически первой формой этно-джаза, соединения неамериканской музыкальной традиции и американского импровизационного искусства.

В игре Энвера Измайлова переплелось все на свете: характерная мелизматика музыки Средней Азии — он родился и вырос в Фергане; полиритмы и сложные нечетные размеры музыки Причерноморья и Балкан — Энвер уже полтора десятилетия проживает на родине предков, в Крыму; мощь джаз-рока — именно джаз-рок был первым увлечением Энвера, когда он взял в руки электрогитару... Энвер-ага блестяще играет этно-джаз в ансамблях с другими импровизаторами (чему на этом сборнике есть подтверждение), но главная его сила — сольные выступления. Вот и то, что записано в этом треке (CT в названии прозрачно расшифровывается как Crimean Tatar), сыграно одним гитаристом без наложений, а не тремя — правда, всеми десятью пальцами на грифе, как на клавиатуре (двуручный тэппинг Измайлов изобрел, кстати, совершенно самостоятельно еще в конце 70-х, слыхом не слыхав ни о каком Стэнли Джордане).

С участием Энвера Измайлова записан и еще один трек, лидером на котором выступает выдающийся молдавский мастер игры на струнном альте (он же виола, он же — по-румынски — брач), Анатол Штефанец. Лидер незаурядного этно-джазового коллектива «Тригон», записывая экспериментальный для себя альбом «SeaZone Project — Autumn Visit», находился в поиске, вылившемся несколько месяцев спустя в создание новой версии «Тригона». Штефанец остался единственным участником оригинального состава, но зато появился мультиинструменталист Валентин Богеан (саксофон, кавал, флейты, вокал и т.п.), с которым Анатол впервые сотрудничает здесь, в трио с Измайловым, на записи «Autumn Visit». Результат их совместного творчества — лихая, не лишенная джаз-рокового драйва, но совершенно балканско-черноморская по стилистике музыка.

Киевский вокальный секстет ManSound долго шел к славе. От копирования аналогичного американского состава (шесть мужских голосов без сопровождения) Take 6 — к глубоко индивидуальному звучанию, замешанному и на знании природы звучания джазового вокального ансамбля a cappella, и на высочайшей киевской хоровой культуре, и на национальных традициях. Автор этих строк видел, как «МэнСаунд» поднимал на ноги огромные залы в США — да не джазовыми стандартами, а обработками русских и украинских песен в джазовом духе.

Лидер ManSound, Владимир Михновецкий, безвременно ушел из жизни осенью прошлого года. Но его соратники — тенора Владимир Сухин и Владимир Трач, солист Юрий Роменский, бас Рубен Толмачев, баритон Федор Марун (его вскоре сменил ветеран ManSound Вячеслав Рубель) — сделали для памяти Володи лучшее, что можно было: ManSound продолжает жить и исполнять блестящие вокальные аранжировки Михновецкого, в том числе и свой фирменный «Триптих украинских песен».

Московская группа «Маримба Плюс» была создана Львом Слепнером — маримбафонистом, исполнителем на маримбе, деревянном аналоге вибрафона. Молодой музыкант быстро собрал вокруг себя единомышленников — академических музыкантов, которым было тесно в традиционных оркестровых рамках. «Маримба» в основном играет авторскую музыку Слепнера, где пересекается современный камерный академизм и джаз. Группа долгое время находилась под непосредственным влиянием ведущего представителя российского (да и европейского) джазово-академического «кроссовера» — валторниста Аркадия Шилклопера. Потом их пути несколько разошлись. Впрочем, сейчас «Маримба Плюс» выступает, пожалуй, в самом сильном своем составе, а музыка на их новом альбоме «Зебрано» наполнена этническими элементами, впитанными музыкантами не напрямую, но опосредованно — через музыку, которую они слушают. Заглавная тема альбома, в частности, строится на элементах лексикона африканской музыки.

Молодым московским джазовым коллективом «Комнаты» (Rooms) руководит пианистка и вокалистка Екатерина Черноусова. Группа активно занимается соединением джаза и традиций еврейской музыки, но идет не тем путем, что хорошо известен по альбомам коллективов нью-йоркского движения Radical Jewish Culture и дал так называемый «клезмер-джаз»: «Комнаты» сплавляют джазовый способ изложения не c музыкой восточноевропейских евреев довоенной эры, изученной по пластинкам (как это делают нью-йоркские музыканты), а с современной версией прочтения фольклорного материала, причем освоенной напрямую, в рамках непрерывающейся традиции, что особенно важно.

Московский басист, композитор и продюсер Алекс Ростоцкий давно и успешно исследует потенциал объединения языков джаза и «мировой музыки», причем — что особенно важно — чаще всего через сотрудничество с солистами, глубоко знающими соответствующую фольклорную традицию (а иногда и обе, фольклорную и джазовую — как в случае с его регулярным партнером, трубачом Юрием Парфеновым, блестяще играющим и джазовый мэйнстрим, и креативную музыку на основе фольклора Средней Азии, где Парфенов и пришел в музыкальный мир в 1970-е гг.). Особенно интересны те работы Ростоцкого, где он обращается к русскому фольклору. Алекс прекрасно знает традиции русского хорового пения (недаром сам он много лет пел в церковном хоре) и искусно соединяет славянскую вокальную мелодику с джазовым изложением инструментального материала — как в этом треке, «Звонили звоны в Новгороде», с альбома «Splashes» (JBT, 2002).

Валторнист (а также мастер игры на альпийском роге, флюгельгорне и массе других редких в джазе духовых инструментах) Аркадий Шилклопер в последние годы живет в Германии, но до сих пор его альбомы и выступления воспринимаются как органичная часть российской джазовой сцены. Практически все, что делает Аркадий, пронизано идеей взаимопроникновения самых разных музыкальных культур — фольклорных, европейской академической и джазовой... На своем альбоме «Presente Para Moscou» (2004) Аркадий собрал записи, сделанные на протяжении нескольких лет с теми музыкантами, которых он привозил в Москву для совместных выступлений, причем сделанные самыми необычными способами. Так, в этом треке вступление Адриана Меарса на австралийской шумовой трубе диджериду было записано на концерте в московском центре ДОМ, основной рифф Адриан записал в Австралии и подарил запись Шилклоперу... Впрочем, пусть дальше рассказывает сам Аркадий: «...партия тубы была записана полгода спустя в перерыве между мастер-классами, на которые американский тубист Джонатан Саас специально прилетел по приглашению Московской консерватории; перкуссия в исполнении Хакберды Алламурадова (ансамбль «Ашхабад») появилась в записи еще через полгода; только после этого я прописал трехголосные аккорды и импровизацию валторны...». Потом была кропотливая студийная работа над структурой и композицией пьесы — и получилось живое и яркое произведение, где органично сливаются звуки Австралии, Америки, Туркмении и России, то есть этно-джаз в самом высоком смысле этого слова!

   
   Кирилл МОШКОВ,
   главный редактор
   интернет-портала «Джаз.Ру»
stereo.ru

Hosted by uCoz